Текст и фото: Яна Серова
Знаменательно, что открытие 23 августа
новой выставки в серовском историческом
музее «Чугунное кружево» совпало с
презентацией новой книги – альбома
«Каслинский чугунный павильон: создание
и возрождение», прошедшей чуть ранее
в Екатеринбургском музее изобразительных
искусств.
Напомним, что Каслинский чугунный
павильон состоит из полутора тысяч
деталей, весит свыше 4,5 тонны и при этом
производит впечатление ажурной, изящной
и воздушной конструкции. Больше века
назад, получив Гран-при в разделе «Горное
дело и металлургия» на Всемирной
выставке, он и сегодня является одним
из знаковых культурных объектов региона
и главным символом художественного
чугунного литья, прославившего уральских
мастеров на весь мир. Но чтобы полюбоваться
литейным искусством, не обязательно
ехать в столицу Урала, достаточно зайти
в серовский музей, где разнообразие
экспонатов поражает воображение. В
музейной экспозиции представлены
образцы художественного и бытового
литья XIX-XX вв. из собрания серовского и верхотурского
музеев, а также из частных коллекций.
Всего насчитывается около 200 предметов,
среди которых – настоящие произведения
искусства. Все работы – это чудо
преображения грубого металла.
По словам Марии Прониной, и.о. директора
Серовского исторического музея,
художественное уральское литьё тесно
связано с жизнью чёрной металлургии,
но оно было и ветвью русского
декоративно-прикладного искусства.
Первые художественные отливки из чугуна
на Урале – плиты для пола – относятся
к началу XVIII века. На уральских заводах
отливались мемориальные плиты, делались
ажурные ограды и решётки. В конце XIX
века в большом количестве изготавливались
разнообразные чаши, кувшины, котлы и
другие бытовые вещи, часто также
украшенные орнаментом.
На сегодняшней выставке представлено
художественное литьё различных уральских
заводов, в том числе и Сосьвинское
художественное литье.
Такие выставки и издание таких книг
напоминают нам, уральцам, о том, что
художественная обработка металла на
Руси была известна исстари. И Урал,
начиная с XVIII века, играл в ней особую
роль не только по российским, но и по
международным меркам. Свидетельство
тому – многочисленные награды, полученные
на зарубежных выставках. Уже с середины
XVIII века уральские художественные
изделия из чугуна славились качеством
отливок. Выполненные в Екатеринбурге,
Нижнем Тагиле, решётки, статуи, бюсты
украшали многие улицы Петербурга и
Москвы, дома и имения Демидовых. А
ведущую роль в развитии мелкой
скульптурной и бытовой пластики сыграли
два завода – Каслинский и Кусинский.
Разнообразие видов обработки металла
безгранично. На выставке показана лишь
его небольшая частичка, которая не
может претендовать на полноту охвата.
Да и не это цель. Серовские музейщики
постарались ещё раз подчеркнуть: Урал
не был «окраиной» русской культуры;
его мастера среди тех, кто закладывал
и развивал лучшие национальные традиции
в искусстве.