19 июня в Серовском театре драмы им. А. П. Чехова закрыли 73-й театральный сезон. Закрыли шумно, эпатажно, смело заявляя о новой театральной реальности.
Спектакль «Crazy», поставленный Петром Незлученко по пьесе израильского драматурга Яэль Ронен, говорит об очень неприятных вещах. А потому смотреть его непросто, это определённый труд. От зрителя требуется такая же самоотдача, как и от актёров. Не все зрители были к этому готовы (но об этом чуть ниже). Со сцены говорили о том, что та тонкая линия, разделяющая нас на «нормальных» и «ненормальных», очень условна. Тем более сейчас, когда стрессы (а то и депрессии) испытывает каждый из нас, когда морально-этические границы размыты. А потому у подростков с неустойчивой психикой случается то, о чём рассказывает спектакль.
А рассказывает он несколько историй из жизни четырёх девушек, попавших, в силу разных причин, в психиатрическую клинику. Зрителю даётся возможность заглянуть в мир мятущихся душ, увидеть тончайшую грань между теми, кто считается «здоровым», и теми, чьё страдание определено как «болезнь». Это драма о человеческой боли и утешении, о матерях и дочерях. Драма о дружбе и товариществе в экстремальных обстоятельствах и о страданиях обнаженной души...
Карина Пестова в роли Аи напрямую общается со зрителем. А до премьеры спектакля актриса в образе своей героини «бомбардировала» социальные сети видеороликами, в которых не сразу распознали «промо» к готовящемуся спектаклю. Современная постановка – современное продвижение. Серовская драма меняется!
С драматургической точки зрения закрытое помещение психбольницы олицетворяет собой современное человеческое общество, в котором традиционным человеческим ценностям нет места. Поэтому спектакль можно расценивать как попытку поговорить о том, что НЕЛЮБОВЬ друг к другу – это прямой путь в ад. И неадекватное поведение – это всего лишь желание обратить на себя внимание: я есть, я хочу любви!
Всё начинается в детстве... У одной девчонки – мама, которая, как ей кажется, всё делает для своей дочери, но это всего лишь видимость. У другой – отец, заботливый до УЖАСА (когда он обувает дочь в красные туфельки – почти физически ощущаешь жуткий страх и омерзение).
Ая с мамой (Карина Пестова и Ольга Кирилочкина).
Война за душу человеческую – за её выбор в условиях предельного испытания – вот что такое, по большому счёту, этот спектакль. Война за право быть человеком, то есть подвергаться испытаниям и делать выбор, – это и есть наша жизнь...
То, что спектакль зацепил зрителей, говорит стихийно развернувшаяся дискуссия (можно зайти в группу театра и почитать). О нём говорят, спорят, одни возмущаются (те, кто постарше), другие (молодёжь) – восторгаются...
В спектакле много музыки – и классической, и современной.
Что касается автора этих строк, спектакль имеет право быть, это острое социальное высказывание (успех постановки «Дело чести» доказал, что такие спектакли востребованы, особенно молодёжью). Но «Дело чести» (как и «Золотой Дракон») был подан правильно – в форме специальных, камерных показов, потому что эти спектакли не на массового зрителя. А тут... Два с половиной часа зрителям, пришедшим на ЗАКРЫТИЕ сезона, пришлось сидеть в душном переполненном зале, а после спектакля, вконец «убитым» происходящим, ещё и выдержать «радостную» церемонию награждения и «поздравлялок», когда у всех было одно желание – поскорее вырваться на свежий воздух и отдышаться... Неслучайно одному из зрителей стало плохо с сердцем, потому что на самом деле плохо было многим...
На премьере зрителю стало плохо, но окружающие поначалу решили, что это спектакль...
Этот спектакль надо смотреть отдельно от всего (что я и сделала на следующий день), когда и зритель пришёл именно на спектакль, и актёры чуть выдохнули. И вот тут мне уже больше понравилось, чем не понравилось. Хотя длинноты, ритмические провалы, многословие главной героини (иногда неразборчивое), излишняя техничность (много экрана и вообще всего МНОГО!) – остались.
Любят современные режиссёры, чтобы всё было посложнее, не дай бог, если будет просто и внятно. Вот ведь не случайно на «Кинотавре» главный приз отдали фильму без особых формалистических претензий, но зато ЧЕЛОВЕЧНОМУ – «Про любовь», а более талантливым с точки зрения искусства «Ангелам революции» – приз за режиссуру. То есть жюри и устроители фестиваля уловили общее настроение в обществе: люди хотят простого, внятного, человеческого, ДОБРОГО – всего того, что даёт силы продолжать жить в этом подчас невозможном мире.
Ну, конечно, мы знаем обо всех этих болячках и язвах нашей жизни, проходить мимо этого нельзя, но и уделять этому столько места вряд ли правильно. Если это лекарство, то – дозированно и в правильном сочетании с окружающим контекстом...
Об этом говорить можно и дальше, но пока хочется только о самом главном. А главное то, что при всех спорах (что само по себе важно и нужно!), самый главный посыл этого спектакля: наш театр в очередной раз доказывает, что он НЕпровинциальный, что он стремится вырваться из рамок сложившихся театральных стереотипов. И теперь уже со всей очевидностью стало ясно, что серовский театр идёт туда, где «правит бал» постдраматический театр, с его поиском формальных принципов режиссёрского языка. Оттуда и работа с видеоэкранами как с автономной режиссёрской ремаркой, и тема десакрализации смерти, и метод новой искренности, и принцип немотивированной игры, и плавный монтаж актёрской деятельности от активной к пассивной фазе, и отказ от сюжетности, и фотографический метод мизансценирования, и многое ещё что другое. Актёры очень даже неплохо справились с новыми задачами, которые им задал режиссёр, так что осталось дело за зрителем. Ну, а спор между традиционалистами и новаторами – он ведь вечный, как и искусство...
НАША СПРАВКА
Яэль Ронен – современный драматург и режиссёр, человек с широким спектром взглядов и устремлений. Живёт в Израиле. Родилась в 1976 году, закончила факультет режиссуры в колледже «Семинар кибуцного движения» в 2001 году.
Начала писать пьесы по окончании колледжа. Её пьесы создавались в процессе репетиций с группой творческой молодёжи, которую ей удалось собрать и сплотить вокруг себя. Я. Ронен принимает участие в ряде совместных международных проектов под эгидой Национального театра «Габима».
В ТЕМУ
В российских школах планируется ввести должность специалиста по предотвращению детских суицидов. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков. По числу суицидов среди несовершеннолетних наша страна занимает первое место в Европе. Более 90 процентов случаев связаны с неблагополучием в семье, пьянством, финансовыми трудностями, жестокостью родителей. В общей сложности 45 процентов девушек и 27 процентов юношей в России задумывались о самоубийстве.
Елена Фёдорова и Евгений Вяткин – лучшие актёры сезона
На церемонии закрытия 73-го сезона прозвучали имена победителей ежегодного городского конкурса.
«Лучшая женская роль» единогласно была отдана Елене Фёдоровой (Мария Небылица, спектакль «Фронтовичка»), «Лучшая мужская роль» – Евгений Вяткин (Гарри Лежен, спектакль «Театр. Шум за сценой»).
Для Елены Фёдоровой нынешний сезон стал звёздным.
Евгений Вяткин в роли Гарри Лежена.
Спецприз был вручён актёрскому квартету «Фигуры» «Бэби-театра» – Ольге Носковой, Карине Пестовой, Никите Паршину и Артуру Мафенбайеру.
«Елизаветинскую» премию на этот раз получила Александра Незлученко – наша хрупкая принцесса с несгибаемой волей!
Александра Незлученко в этом году стала ещё и дипломантом Фестиваля театров малых городов России.
«Приз зрительских симпатий» по праву достался Елене Фёдоровой, в качестве награды – поездка на театральные фестиваль «Реальный театр».
Всех поздравляем с заслуженными наградами!
Никита Паршин, Карина Пестова, Ольга Носкова и Артур Мафенбайер сумели найти ключик к сердечкам самых маленьких зрителей.
Сезон закончен. Да здравствует сезон!
Сезон закончился, но чеховцы продолжают работать. 23 и 24 июня играли два спектакля: «Фронтовичка» и «Чёрная Курица» на театральном фестивале «Коляда Plays».
Проект «Белые ночи» с более поздним показом спектаклей для семейного просмотра продолжается. Не за горами – День города, в котором наш театр всегда принимает участие и готовит торжественные мероприятия. И только потом – в отпуск! Немного отдохнуть и – вновь за дело. Уже известно, что 74-й сезон будет открывать спектакль по повести А. П. Чехова «В овраге». Но это уже другая история...
Текст: Раида Стрункина | Фото автора и Серовского театра драмы им. А. П. Чехова
|