Текст: Яна Серова | Фото: Ольга Малинова
...И вот гаснет свет, на сцену выходит Некто в белых
перчатках, обращается к залу, и зал замирает в ожидании чуда. Да, да! Театр с
его волшебными превращениями, похожими и не похожими на нас персонажами,
переживаниями, эмоциями, выплёскивающими в зрителей как протуберанцы на солнце,
– всё это завораживает, заставляет поверить, что ТАМ действительно
разворачивается драма или комедия нашей с вами жизни.
Судя по первой зрительской реакции, спектакль «Детектор лжи»
вызвал в умах и сердцах бурю самых разных эмоций: от восторга до неприятия.
Услышав мнение, что это «низкая» драматургия, хочется сказать об авторе хотя бы
несколько слов. Василий Сигарев прочно занял достойное место в ряду современных
драматургов, отражающих нашу суровую действительность через призму доброй
улыбки, лукавства и искромётного юмора. Талантливый ученик Николая Коляды
Василий Сигарев родом из Верхней Салды, его пьесы с огромной популярностью идут
в московских и европейских театрах. Премий у него больше, чем у многих
драматургов вместе взятых, – «Дебют», «Новый стиль», «Антибукер», «Эврика».
Более того, господин Сигарев – единственный в России лауреат литературной
премии Тома Стоппарда. Наибольшую известность приобрели пьесы «Пластилин»,
«Чёрное молоко», «Семья вурдалака» (она была поставлена в нашем театре), «Божьи
коровки возвращаются на землю». А также он снял авторское кино: «Волчок» и «Жить», завоевавшее множество
мировых кинонаград.
Режиссёр Пётр Незлученко для постановки выбрал одно из самых
ранних его творений – «Детектор лжи».
Действие пьесы происходит в обшарпанной однокомнатной квартирке, где сходят с
ума от недовольства друг другом сорокалетние муж и жена. Борис – сильно пьющий
токарь умирающего завода, Надежда – санитарка в больнице, кроющая супруга
последними словами по поводу и без повода. Глава семьи получил зарплату и,
будучи невменяемым от обильных возлияний, припрятал её где-то в доме. Где – не
помнит, а деньги, понятное дело, край как нужны. И Надежда приглашает
гипнотизёра по объявлению, прочитанному в газете. Этот чудаковатый господин,
чрезвычайно далёкий от бытовых семейных драм, терпящий соседство лишь собачки
Клептомании, становится своеобразным катализатором их отношений, вытаскивая на
свет божий застарелую, копившуюся годами, разрушительную ложь и не менее
тщательно скрываемую любовь. Герои под гипнозом сбрасывают привычные маски и
выдают подсознательное: Борис вдруг выдаёт себя за начальника цеха,
представляется Конфуцием, Нобелем, Сервием Сульпицием Гальбой, его супруга мнит
себя Мэрилин Монро и Ингеборгой Дапкунайте. Ясно, что ему не хватает
значительности, ей – проявленной женственности. Но выплывшая наружу ложь
способна уничтожить любовь, которая соединяла эту типичную на российском
пространстве семью.
Кто из нас не узнал себя в этой гротесковой истории, хотя бы
на миг? Конечно, неприятно смотреть на себя в зеркало, когда находишься в не
очень приглядном виде…
Покосившаяся «мебель» неуютной квартиры (сценография Алексея
Унесихина), где гора поношенных домашних тапочек, словно монстры, заполняет всё
жизненное пространство, навязчивый сленг («алкашина», «тварина», «сволочь»)
провоцируют режиссёра на то, чтобы поставить пьесу «по быту». Но надо знать
Петра Незлученко, который сумел разглядеть в пьесе её зерно: ощущение любви,
скрытой за словами ненависти. С самого начала в спектакле ощущается
существование противоположного тексту подтекста.
Семья всегда имела смысл как защита от агрессии внешнего
мира, а достоинство пьесы в том, что драматург (а с ним вместе и режиссёр)
подглядел обратный процесс: сейчас агрессию тянут в семью, а на миру все белые
и пушистые. Кстати, предыдущая премьера – «Репетиция» – не об этом ли самом?..
Смею утверждать, что спектакль получился не «бытовухой», не
комедией положений, а фантасмагорией, погружением извне вовнутрь. Когда герои
(а вместе с ними мы, зрители), продираясь через частокол взаимных упрёков,
вытаскивают из себя внутренние забытые за двадцать лет супружества чувства. Мы
привыкли утверждать, что ложь бывает во спасение, а потому живём, запутываясь и
теряя в себе что-то очень важное. Спектакль утверждает другое, более важное:
спасает только любовь! Удивительно смешной и в то же время добрый и нежный
спектакль доказывает нам, что любовь и семейное счастье – это то, ради чего
следует жить...
Новый спектакль будет исполняться в трёх актёрских составах:
Дмитрий Плохов, Алексей Ситнов, Степан Белканов, Евгений Балтин, Наталья
Катаева, Юлия Батурина, Татьяна Кожевникова. Чеховцы надеются, что у спектакля
будет долгая и счастливая судьба, впрочем, как и у его героев.
|