С 5 по 9 ноября в серовском театре драмы
им. А. П. Чехова проходил семинар по
сценографии, в котором участвовали
художники-сценографы театров Уральского
федерального округа. Эта вторая
творческая лаборатория (как и первая,
состоявшаяся летом и посвящённая
современной зарубежной драматургии)
прошла в рамках грантовой поддержки
Министерства Свердловской области и
Государственного театра наций под
руководством народного артиста РФ
Евгения Миронова.
Сценография – искусство художественного
оформления спектакля, оперирующее
пространством и временем. В современном
театре, виртуозно соединяющем многообразие
знаковых средств, значение визуального
образа спектакля – его «зрелищного
текста» – неуклонно возрастает.
Сценография уже давно рассталась со
своей простой иллюстративной ролью.
Она стала составной частью конструкции
спектакля и приобрела некую
повествовательную ценность. Превратилась
в набор знаков, которые являются лишь
своего рода навигацией, с тем, чтобы
зритель смог сам «прочитать» визуальное
высказывание. Этим и определяется
интерес к этому вопросу, который
рассматривался на семинаре с точки
зрения философии, культурологи,
психологии, и различных профессиональных
технологий.
Вёл семинар Юрий Хариков, ведущий
российский театральный художник,
лауреат премий «Золотая Маска», «Чайка»,
международной премии им. К. С.
Станиславского, а также премий
киноискусства. Мастер-класс провели
преподаватели ГИТИСа и школы-студии
МХТ Ирина Юдина и Екатерина Кузнецова.
Семинар украсила выставка работ
сценографов, ставшая на дни его проведения
своеобразным перфомансом – высказыванием
творческого кредо каждого участника.
Была проделана и работа в отношении
предложенного задания – создания
эскизов к пьесе «Золотой дракон»
современного немецкого драматурга
Шиммельпфенинга, победившей на летней
лаборатории.
Кроме работы, которая проходила на
малой сцене театра и в конференц-зале
гостиницы «Надеждинская», гости посетили
Верхотурье и посмотрели два спектакля
чеховцев: «Банкрот» (взявший в этом
году награду за лучшую сценографию на
московском фестивале «Славянский
венец») и нынешнюю премьеру «Ромео и
Джульетта». Гости из Новоуральска,
Нижнего Тагила, Первоуральска,
Магнитогорска, Верхнего Уфалея и Кургана
остались очень довольны семинаром, где
получили не только новые знания, но и
могли познакомиться и пообщаться с
собратьями по профессиональному цеху.
– Такие встречи потом обязательно
так или иначе «аукнутся» нам в творческих
поисках, неожиданных решениях,
плодотворной работе. Поверьте, мы все
уезжаем из Серова вдохновлёнными,
обогащёнными, полными сил и желания
работать, творить, радовать, – выразила
общее настроение театральный художник
из Нижнего Тагила Людмила Семячкова.
Наверное, нужно время, чтобы по достоинству
оценить происходящие в серовской драме
события, но уже сейчас можно смело
назвать эти две лаборатории мегасобытием
не только для театра, но и для всего
нашего города. Серов вошёл в число
городов, где развитие культурного
пространства прочно связывается с
поисками нового театрального языка,
помогающего налаживать диалог с
современным зрителем и дающего ему
лучше ориентироваться в меняющемся
мире.
Участники семинара в Верхотурье.
Мастер-класс по трансактной психологии
проходил очень творчески.
Ирина Юдина, Екатерина Кузнецова,
Наталья Мозжакова, Юрий Хариков –
фото
на память о серовском семинаре сценографов.