Текст и фото: Яна Серова
Серовский театр драмы им. А.П. Чехова переживает тотальный
апгрейд (что в переводе с английского – «обновление»): жизнь ускоряется, приходят
новые люди, и определяются новые тренды.
Новый спектакль «Репетиция», премьера которого состоялась в
первых числах марта, видится мне одним из новых форматов работы театра.
Серовская драма смело вступила на этот путь с проведения творческих лабораторий,
участия в современных театральных фестивалях типа «Текстура», становясь неким
арт-рингом, позволяющим расширить пространство интерпретаций и обогатить всех
участников ристалища опытом новых прочтений известных текстов и открытием
неизвестных, созданием новых образов и форм.
Главный режиссёр театра Юлия Батурина как начала нынешний
72-й сезон с поразительно современной постановки «Ромео и Джульетта», удивившей
даже видавших виды опытных театралов, так и продолжает в том же духе.
«Репетиция» не просто удивила, а уже шокировала публику. «Такого в нашем театре
ещё не было!», «Долго ничего не мог понять, но потом «врубило»», «Захватывает
сразу же и не отпускает до конца», – высказывания зрителей примерно все в таком
духе. Уже понятно одно: спектакль никого не оставляет равнодушными. И это уже
успех его создателей – драматурга Алины Волковой, режиссёра Юлии Батуриной и
создателя музыки ко всем восьми песням-зонгам Петра Незлученко. В этом ряду и
Лилия Лапшина. Благодаря ей, вокал в спектакле безупречен. Видимо, так надо
было кому-то ТАМ, чтобы собрались в одном месте талантливые люди и рискнули
рассказать-пропеть (сам спектакль – как песня!)
непростую историю о нашей с вами жизни.
Для меня спектакль – это, прежде всего, гендерный приговор,
точнее, гендерный апокалипсис. Мир без нормальных («настоящих», как обычно мы
говорим) мужчин – это очень страшно. Об этом говорят сводки новостей (недавняя
история с москвичом Кабановым, задушившем и расчленившем труп своей жены и
т.д.), об этом говорит статистика («ежегодно от 35 до 50% всех насильственных
преступлений в России совершаются в сфере быта, причём, непосредственно в семье
– от 75 до 85% бытовых преступлений»), да что там, об этом говорит вся наша
жизнь.
«Репетиция» – это своего рода анонс нового мира, который появляется
на наших глазах, мира, лишённого мужского начала. И об этом можно много
говорить, но в данном случае гендерная концепция – это всего лишь видимая часть
всей нынешней безжалостной цивилизации. В которой женщины и мужчины ненавидят
друг друга (мне уже никогда не забыть вопль-рык «Су-у-ук-к-а-а!!!» героя спектакля – крошечная, но такая важная
роль Степана Белканова). И потому спектакль выходит за рамки мужской и женской
категорий, поскольку в конечном итоге вся наша жизнь бесчеловечна. Все идёт к тому,
что в результате резких тектонических сдвигов формируется матриархат, отдалённо
напоминающий возрождение некоего первобытного строя. Не случайно всё больше и
больше женщин пополняют ряды убийц («от убийств на почве семейно-бытовых
отношений чаще всего страдают члены семьи мужского пола: так, почти две трети
(64,7%) жертв семейных убийств составляют мужчины»). Вот почему я бы не
удивилась, если бы героини спектакля к финалу превратились в мерзких, сжирающих
всё на своём пути ящериц женского пола из «Парка юрского периода». И это, судя
по всему, дело недалёкого будущего. А пока они ещё поют: «Женщина танцевала –
ла, не замечая тебя... для тебя!..». На что-то надеясь. Вот только на что?
После премьеры: счастливые создатели спектакля Юлия Батурина,
Пётр Незлученко и Алина Волкова.
|