Текст и фото: Яна Серова
Несмотря на то, что 72-й театральный сезон в Серовском театре драмы им. А. П. Чехова неуклонно приближается к закрытию, но до его финальной точки ещё далеко. Чеховцы готовят целых две премьеры. А также их ждут поездки на фестивали: 19 мая на областном театральном конкурсе «Браво!» прошёл «Ромео и Джульетта», в июне театр с этим же спектаклем отправится в Коломну на фестиваль малых городов России, затем их ждёт фестиваль «Коляда-плэйс» со спектаклями, поставленными по пьесам драматургов «уральской» («колядовской») школы: «Детектор лжи» Василия Сигарева и «Про самого длинного червяка» Анны Богачевой. О фестивалях наш разговор ещё впереди, а пока представим новые спектакли.
Премьера мая: бенефисная
16 и 17 мая первые счастливчики стали участниками интересного культурного события: Виктор Узун, заслуженный артист РФ, доцент кафедры режиссуры и мастерства Пермской академии искусства и культуры, а ранее (в 90-е годы) – главный режиссёр серовской драмы, встречал зрителей за самоваром...
«Священные чудовища» – эту известную в театральном мире пьесу написал в начале прошлого века французский культовый писатель Жан Кокто. Тут интересен тот факт, что Виктор Дмитриевич ровно 25 лет назад для своей первой постановки на серовской сцене тоже выбрал этого автора, поставив спектакль «Ужасные родители», наделавший тогда много шума своей яркой провокационностью и замечательными актёрскими работами серовских примадонн.
Виктор Узун подарил зрителям красивую историю о любви.
Супружеская пара актёров: в роли Флоран – Степан Белканов, в роли Эстер – Светлана Виниченко.
Татьяна Петровна Хорук в роли костюмерши Люлю. В роли разлучницы Лиан – Ирина Дроздова.
На этот раз спектакль планировался бенефисный, рассчитанный на актрису Светлану Виниченко, а потому режиссёр подходил к драматургическому материалу с особой тщательностью. Перебрав несколько вариантов классического и современного репертуара, самой удачной по раскладу ролей (а это в нашем театре с отсутствием в труппе зрелых мужчин стало особенно проблематичным), оказалась пьеса французского интеллектуала о мире театра. В ней режиссёр придаёт истории адюльтера (ну, а куда же без него во французской пьесе!) супружеской актёрской пары особый градус ностальгического звучания, с особым трепетом рассказывая об «уходящей натуре» – о том великом поколении артистов, творцов, художников, на которых можно и нужно равняться и в человеческом, и в духовном смысле. «Уходящая натура» всегда была камертоном общества, которое с их уходом теряет что-то очень важное в себе.
По словам режиссёра, «спектакль, прежде всего, о любви, о настоящей любви, которая может построить человека, а может и убить его. И, конечно, о театре. В центре сюжета две звезды – он и она. Мы будем играть не Францию, не национальные особенности, а постараемся показать общемировую судьбу людей театра, актёров, этих «священных чудовищ». Это жестокая профессия, в ней выдерживают и выживают те, кто остаётся верен до конца сцене, порядочности и любви. Для меня – это ещё и память. Прежде всего, об ушедших серовских актёрах: Елизавете Михайловне Степановой, Константине Витальевиче Рихтере, Александре Гаинцеве, Марии Латышевой, Верочке Устюжаниной, Саше Дмитриеве и многих, многих других. 25 лет назад со спектаклем «Ужасные родители» я взошёл, а точнее, взлетел на эту сцену, и вот – новое возвращение... Очень рад был поработать с чеховцами, театр, конечно, изменился, много новых лиц, много молодёжи, и это хорошо. Главное, чтобы в театре помнили о тех, кто создавал славу театру, о тех, кто ушёл».
«Священных чудовищ» вместе со Светланой Виниченко сыграют заслуженная артистка России Татьяна Хорук, артисты Степан Белканов, Татьяна Кожевникова, Ирина Дроздова, Алексей Наволоков. Сценография и костюмы – Алексея Унесихина.
На первые спектакли билеты были раскуплены задолго до премьеры. И это понятно: в городе помнят Узуна, помнят его спектакли, наполненные какой-то особой теплотой, сердечностью и жизнелюбием – всем тем, чего так сегодня не достаёт в нашей с вами жизни.
Премьера июня пройдёт на Адской кухне
9 мая в серовском театре произошло знаковое событие: в день Победы сдавали «немецкий» спектакль «Золотой дракон» по пьесе Роланда Шиммельпфеннига в постановке Андреаса Мерца. Молодой немецкий режиссёр Андреас Мерц познакомился с серовской труппой на летней Лаборатории по европейской драматургии, проводимой чеховцами в конце прошлого сезона. Его эскиз спектакля «Золотой дракон» стал победителем зрительского голосования, а потому руководство серовской драмы предложило ему из эскиза (который делался в течение четырёх дней) создать полновесный спектакль.
Режиссёр Андреас Мерц (в центре) остался доволен работой серовских актёров.
Андреасу Мерцу-Райкову 33 года. Драматургию он изучал в университете Людвига-Максимилиана и в Баварской Театральной Академии в Мюнхене, театральную режиссуру – в Австрии, в университете Моцартеум в Зальцбурге. После окончания учёбы работал в Мюнхене и Берлине.
Ставит спектакли в России, Белоруссии, Украине, Казахстане. В 2010 году Андреас преподавал актёрское мастерство в Университете искусств в городе Алматы. В 2011 году работал в Саратовском академическом театре юного зрителя им.
Ю. П. Киселёва. В 2012 году поставил Брехта в Пермском драматическом театре. На 2014 год, помимо Серова, запланированы постановки Андреаса в Молдавии – в Кишинёве, – а также в Эстонии – в Таллинне. Андреас женат на русской актрисе Екатерине Райковой, которая сопровождает его во всех поездках по миру.
Во время работы над своими проектами Андреас особое внимание обращает на местные культурные и политические обстоятельства, на личную историю актёров, и, таким образом, на определение дополнительного (нового) значения, которое приобретает текст в существующих обстоятельствах. Он считает своей задачей работу с персональными качествами актёров, делая их видимыми, проявляя их на сцене, развивая посредством этого глубокую взаимосвязь между актёром и ролью. Андреас воспринимает театральный текст не только в качестве формы, которую требуется заново наполнить, для него текст в первую очередь – основа диалога с актёрами, а через них – со зрителями...
В спектакле заняты (по порядку): Сергей Зырянов, Александра Незлученко, Евгений Вяткин, Дмитрий Плохов и Марианна Незлученко.
В спектакле были и поцелуи...
...и удаление больного зуба гаечным ключом...
...и песни Элвиса Пресли...
...и поедание китайской лапши...
...и попадание зуба в суп стюардессе...
...и даже трансвестия!
Работа с режиссёром для серовских артистов оказалась во многом неожиданной, оригинальной и чрезвычайно плодотворной. Думаю, что и зрители испытают новые, неизведанные ранее театральные ощущения – таких спектаклей серовская сцена ещё не знала. Пьеса, признанная в 2010 году лучшей пьесой года в Германии, по мнению критиков, встала на защиту угнетённых иммигрантов – «рабов борделя и кухни». Однако спектакль, на мой взгляд, получился намного глубже и объёмнее. Он не столько про азиатских нелегалов (которые стали проблемой не только для европейских стран), он о том, что всё наше общество находится сегодня в их положении. «Золотой дракон» – спектакль об утрате идентичности. Его персонажи – ходячие стереотипы, люди-функции, покорно отрабатывающие свои социальные роли – лавочника, клерка, официанта или даже «барбитрахальщика», как игриво называет своего любовника одна из стюардесс. В «Золотом драконе» никто не является собой в буквальном смысле – молодые артисты играют здесь стариков, почтенные исполнители изображают юных героев, мужчины – женщин, женщины – мужчин, о совпадении национальностей актёров с их персонажами речь вообще не идёт. И только смерть превращает подсобного работника азиатского фастфуда в настоящего китайца, нелепо погибшего за тысячи километров от родного дома и теперь, после того, как его труп бросят в реку, безмятежно возвращающегося через моря и океаны к своей семье.
В глобальном, мультикультурном мире всё население варится в огромном котле, и люди, не сознавая того, – просто специи в этой универсальной похлёбке – первое, что приходит на ум после просмотра спектакля.
Андреас с удовольствием работал с нашими актёрами, и они – все! – открылись по-новому. Заслуженная артистка РФ Марианна Незлученко, Дмитрий Плохов, Евгений Вяткин и, конечно, Александра Незлученко, которая заслуживает отдельного «Браво!», играют броско, шумно, не стесняясь гримас и резких движений. Спектакль познакомит вас с замечательным актёром из Нижнетагильской драмы Сергеем Зыряновым, приглашённым на постановку. Скучно вам точно не будет – действие летит стремительно, в технике короткой «нарезки», драматического калейдоскопа, от чего возникает сумасшедший драйв и уважение к театру – за смелость творческих экспериментов.
«Золотой дракон» закроет нынешний сезон 20, 21 и 22 июня. Но на этом сотрудничество с немецким постановщиком не заканчивается. Уже известно, что он будет у нас ставить спектакль «Трамвай «Желание»» классика мировой драматургии Теннесси Уильямса. И это тоже будет совершенно неожиданная версия знаменитой пьесы, действие которой, по задумке режиссёра, будет происходить... в Серове. О том, что из этого получится, узнаем уже в новом – 73-м – театральном сезоне.
P.S. Что касается серовских режиссёров, то они тоже без дела не сидят. Юлия Батурина, поставив спектакль «Отрочество» в Кировском ТЮЗе, отбыла в Каменск-Уральский театр драмы, куда её пригласили поставить на закрытие сезона трагедию «Король Лир» Шекспира. Пётр Незлученко сейчас в Шадринске, где в местном драматическом театре ставит гоголевскую «Женитьбу».
|