30, 31 октября, 1 ноября – открытие 74-го театрального сезона в Серовском театре драмы им. А. П. Чехова.
Эксперты «Золотой маски» в Серове
Появление в афише Серовского театра драмы им. А. П. Чехова показа спектакля «Трамвай «Желание»», назначенного на 4 октября, серовских зрителей ввел в заблуждение. «А что, сезон уже начался?» – вопрос, который чаще всего звучал в эти дни. Действительно, у чеховцев тоже есть такое ощущение – в театре играются спектакли, происходят события за событием. Начнем с последнего по времени.
«Трамвай «Желание»» случился задолго до открытия 74-го театрального сезона (которое предстоит 30, 31 октября и 1 ноября) только ради того, чтобы его смогли посмотреть театральные критики – эксперты «Золотой маски» Владимир Спешков и Алексей Киселев, специально приехавшие в Серов из Москвы. Владимир Георгиевич хорошо знает серовскую драму, видел наши спектакли на фестивалях в Екатеринбурге, Ирбите, Магнитогорске. Но в Серове критики впервые. И хотя эксперты не имеют права давать свои оценки до решения экспертной комиссии, но они, отвечая на вопросы журналистов, дали понять, что спектакль получился «крепким, точным, убедительным», с оправданными «спецэффектами», с «сильными актерскими работами»...
Эксперт фестиваля «Золотая маска» Владимир Спешков хорошо знает серовскую драму еще со времен Виктора Узуна.
Но, конечно, спектакль смотрели не только критики, но и зрители. А это была большей частью учащаяся молодежь, объединенная такой печально известной формой как «культпоход». И очень приятно было наблюдать, с каким интересом, с какой искренней заинтересованностью эти молодые люди переживали непростые судьбы главных героев, казалось бы, таких далеких от их жизни...
На этом спектакле случилось еще одно важное событие: молодая актриса Екатерина Родина ввелась на роль Стэллы (вместо Александры Незлученко, проходящей реабилитационный период после операции). Надо понимать, как это всегда сложно – вводиться в уже сложившийся спектакль, да когда еще на репетиции даются одни сутки. И Катя не подвела театр, она вообще большая «трудяшка» и большая молодец!
Режиссер Андреас Мерц-Райков, чтобы поддержать артистов, даже поменял свой напряженный график и остался на спектакль, хотя в его планы входила только одна репетиция – ввод. Надо отдать ему должное: за один день он сумел так зарядить актеров, что спектакль прошел на «одном дыхании».
Попадем мы на «Маску» или не попадем, в конце концов, не это главное. А главное – то чудо, которое рождает театр в лучшие свои мгновения...
Екатерина Родина «ввелась» в спектакль «Трамвай «Желание»», который претендует на участие в «Золотой маске», вместо заболевшей Александры Незлученко.
Молодые зрителя на спецпоказе бурно реагировали на «живое» выступление немецкоязычной рок-группы под названием «Доменный цех».
Андреас Мерц с женой остались на спектакль, чтобы поддержать артистов.
«Театральная история»
А накануне – 3 октября – в серовскую драму приезжал еще один гость из Москвы – писатель, журналист, театральный критик Артур Соломонов. С презентацией своего первого романа «Театральная история». Книга привлекла к себе большое внимание: была номинирована на несколько престижных литературных премий и более трех месяцев держалась в десятке бестселлеров в разделе русской современной прозы. «Театральная история» перенесена на сцену нескольких российских театров.
Артур Соломонов, как и его книга, умен и ироничен.
Артур провел презентацию книги на Бродвее в Нью-Йорке и в городах России – Новосибирске, Орле, Кисловодске, Барнауле, Пскове, Новгороде, Красноярске. А теперь еще и в Серове.
Встреча проходила в Елизаветинском зале театра, с аншлагом. Причем, среди зрителей были не только чеховцы. Понятно, что людей театра волновали вопросы, связанные с их профессией, а вот зрители «со стороны» больше интересовались литературными и религиозными воззрениями автора. Резонный вопрос одного из гостей о «сверхзадаче» романа «Театральная история» (чего тут больше – созидания или разрушения?) имел продолжение и в размышлениях серовских артистов, пытавшихся выяснить у московского автора об его отношении к театру, к искусству. Поскольку книга весьма нелицеприятно и с большой долей иронии высказывается о современной жизни (на примере театра), то у артистов это вызывало, ну, скажем так, настороженность.
«Театральная история» в крепких руках главного режиссера Петра Незлученко.
Артур попытался объясниться:
– Мне кажется, роман не пишется ради одной какой-то идеи. Ради идеи я могу написать статью или колонку. А роман, это, скорее, сплав мыслей, разного рода психологических реакций и подходов к жизни. Если бы у меня было непоколебимое знание, как надо жить, я бы роман не написал. Мне кажется, к таким формам, как роман, обращаются люди, у которых больше вопросов, чем ответов. Один из самых важных для меня мотивов в романе – противостояние маленького человека (Александра) и мощных персонажей – отца Никодима, Сильвестра Андреева и «недоолигарха» Ипполита Карловича. Это даже не противостояние, а покорное пребывание Александра в эпицентре мощных силовых полей. Сначала он абсолютно безропотен, а потом, с каждой главой романа, в нем просыпается достоинство и укрепляется чувство, что он может порвать цепь зависимостей, что способен вырваться из той жизни, которая держит его в плену...
Книга умная и ироничная, как и сам Артур. Его попытка выразить время нашла отклик у такой же умной и ироничной публики, которая собралась в театре. Многие потом приобрели книгу (кстати, хорошо изданную) и заполучили автограф. Для остальных сообщаю, что книгу можно почитать в интернете.
Артур Соломонов провел автограф-сессию.
Чеховцы впервые открыли детский театральный сезон
В конце сентября впервые в истории театра открылся Детский театральный сезон. Отныне каждые выходные в театре можно посмотреть детский спектакль, а также поучаствовать в розыгрышах и в обмене детских книг. Но обо всем по порядку.
У детского сезона есть свой талисман – театральный домовенок по имени Кулиска. Именно это жизнерадостное существо встречало первых зрителей на открытии сезона. Ее образ есть на праздничной открытке-приглашении, где Кулиска предлагает маленькому зрителю собрать все наклейки со спектаклей сезона (которые выдаются вместе с билетом). Заполненная к концу сезона открытка дает право на получение интереснейшего приза от театра.
А еще в театре открылся свободный обменный пункт с детскими книгами «Живая библиотека», который уже работает на детских спектаклях, идущих в выходные дни. Теперь дети в театре, кроме спектакля, смогут выбрать себе книжку, а потом, при желании, снова ее поменять на другую.
Афиша детского театрального сезона с полями для наклеек.
Театральный домовенок Кулиска (актриса Елена Федорова).
Кроме просмотра спектакля, дети могут выбрать себе книжку.
Правила дорожного движения теперь можно учить в театре
На открытии сезона состоялась премьера спектакля «Детектив на перекрестке» в постановке Петра Незлученко. Этот интерактивный урок по правилам дорожного движения понравился зрителям всех возрастов. Чеховцы решили, что правила повторить не мешает и взрослым, поэтому юмор, песни, танцы придутся по вкусу мамам и папам, бабушки и дедушки окунутся в атмосферу молодости, а дети на сцене (вместе с актерами!) погоняют на разноцветных машинах...
Где еще такое может быть? Только в театре!
«Детектив на перекрестке» – это спектакль не только для детей, но и для их родителей.
«Посмотрели вместе с дочкой новый спектакль. Первые слова, которые приходят на ум: это было КРУТО!!!
Урок по правилам дорожного движения превратился в ироничную (что не отменяет серьезности темы) игру со временем (мы лихо перемещались из сегодняшнего века в век прошлый – и обратно), с жизненными ситуациями, с человеческими типажами...
Удовольствие получили все: и сами актеры, и зрители всех возрастов. Вообще, то, что происходило на сцене Елизаветинского зала, напоминало импровизацию на заданную тему: казалось, что все приколы и шутки рождаются на твоих глазах!..
Чеховцы, спасибо вам огромное! Придем еще, нам понравилось учить правила!»
Екатерина и Вика Масловы.
Текст: Раида Стрункина | Фото автора и Серовского театра драмы им. А. П. Чехова
|