Текст: Департамент по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области | Фото: Интернет-источники
Председатель Региональной энергетической комиссии Свердловской области Владимир Гришанов ответил на вопросы, с которыми жители чаще всего обращаются в адрес органа госрегулирования.
Он рассказал, что круг самых злободневных для потребителей тем был определён в результате мониторинга обращений, поступающих в Комиссию по электронной почте, в письменном виде, а также на личных приёмах, проводимых им и его заместителями в муниципальных образованиях.
– Как правило, эти обращения носят частный характер и касаются конкретных домов, конкретных потребителей. Но, по сути, все задаваемые вопросы можно условно разделить на пять блоков, – отметил Владимир Гришанов.
Первый из них о том, каким образом в регионе регулируется рост платы населения за коммунальные услуги.
Как следует из ответа председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области, повышение платы граждан за коммунальные услуги ограничивается в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Предельные индексы роста на них в среднем по каждому субъекту Российской Федерации определяются Правительством РФ и утверждаются на три года.
Ограничение темпа роста такой платы в Свердловской области установлено указом1 главы региона Евгения Куйвашева и распространяется на все без исключения муниципальные образования. Председатель Комиссии отметил, что во втором полугодии 2014 года плата жителей за коммунальные услуги вырастет не более чем на 8,9 процента по сравнению с первым полугодием 2014 года. Превышение указанного индекса возможно только в случае принятия соответствующего обращения представительным органом муниципального образования (думой муниципального образования) и изменения указа Губернатора Свердловской области.
– Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги всегда рассчитываются в сравнимых с предыдущим периодом условиях, то есть при одинаковом их наборе и объёмах потребления без учёта льгот и перерасчётов. На сегодняшний день это значит, что даже если по каждой из услуг плата изменится в большую или меньшую от утвержденного предельного индекса сторону, общий платёж за них не должен превышать сопоставимую сумму более чем на утверждённый индекс, – акцентировал внимание Владимир Гришанов.
Вторая, не менее актуальная для жителей региона, тема объединила вопросы о правомерности начисления и ограничении платы за общедомовое потребление ресурсов.
Освещая её, руководитель областной РЭК рассказал, что, согласно действующему законодательству, потребитель в многоквартирном доме обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные как в жилом помещении (например, в квартире), так и на общедомовые нужды (в последнем случае – за исключением отопления, газоснабжения и водоотведения).
При этом председатель Комиссии обратил внимание, что в соответствии с пунктом 44 Правил № 3542 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объёма этой же услуги, рассчитанного по нормативам потребления.
Возникающую при этом разницу исполнитель коммунальных услуг (к примеру, управляющая компания) оплачивает за счёт собственных средств, за исключением отдельных случаев, определённых Правилами № 3542.
Следующий вопрос, который часто слышат представители Комиссии от граждан: «Правомерно ли начисление платы за общедомовое потребление электроэнергии и воды в случае отсутствия потребления вышеуказанных услуг в отдельно взятых квартирах?».
Как сообщил Владимир Гришанов, плата за общедомовое потребление услуг электро- и водоснабжения не зависит от индивидуального потребления: она рассчитывается пропорционально размеру общей площади принадлежащего либо находящегося в пользовании потребителя жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Исходя из этого, начисление платы за общедомовой расход электричества и воды правомерно даже тогда, когда в квартире они не потреблялись.
Четвёртый вопрос: «Почему тарифы на коммунальные услуги нельзя устанавливать или изменять (снижать) по желанию потребителей или организаций?»
– В нашей стране установлена практика использования свободных рыночных цен. Данное положение закреплено 424 статьёй Гражданского кодекса. Согласно ей, при исполнении договора оплата услуг производится по цене, установленной соглашением сторон. Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи, когда для расчётов применяются тарифы, расценки, ставки и т.п., устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Так, в частности, в соответствии с нормами действующего законодательства, в Свердловской области регулирование тарифов на ресурсы для оказания коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) осуществляет РЭК Свердловской области, – рассказал Владимир Гришанов.
Он подчеркнул, что указанные тарифы устанавливаются на основе результатов анализа материалов ресурсоснабжающих организаций (поставщиков коммунальных услуг) в полном соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения и методическими документами, утвержденными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам.
– При формировании тарифов проводятся техническая, экономическая и правовая экспертизы представленных организациями материалов. В тарифы включаются только экономически обоснованные, подтверждённые документально расходы ресурсоснабжающих организаций. При этом тарифы на коммунальные услуги, установленные постановлениями РЭК Свердловской области, являются фиксированными. Их завышение, равно как и занижение со стороны регулируемых организаций недопустимо и, с точки зрения порядка ценообразования, является нарушением, – отметил председатель Комиссии.
И, наконец, пятый блок вопросов. Он касается полномочий РЭК Свердловской области и того круга обращений, на которые Комиссия может отреагировать.
Напомним, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области – исполнительный орган государственной власти региона, который осуществляет полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) и действует на основании Положения, утверждённого указом губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ3.
Говоря о функциях Комиссии по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), Владимир Гришанов проинформировал, что данные полномочия распространяются на сферы электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов. Комиссия утверждает не только тарифы, но и нормативы потребления коммунальных услуг на территории Свердловской области.
Не менее важными направлениями работы регулятора являются установление розничных цен на реализуемый населению природный и сжиженный газ, тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Помимо функции регулирования цен и тарифов, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области осуществляет контроль над их применением.
В заключение Владимир Гришанов отметил, что оперативному решению возникающих у потребителей вопросов может способствовать следующий порядок обращений:
1) в случае возникновения любых вопросов, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, качеством и оплатой жилищных и коммунальных услуг, в первую очередь, в письменном виде необходимо обратиться в свою управляющую организацию либо ТСЖ, ЖСК и т.п. (то есть к исполнителю коммунальных услуг);
2) в случае непринятия мер по устранению указанных замечаний либо не предоставления необходимой информации со стороны обслуживающих организаций, а также с вопросами о правомерности начисления платы за жилищные и коммунальные услуги следует обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области;
3) по вопросам о величинах тарифов (стоимости одной единицы коммунальной услуги) и нормативов потребления коммунальных услуг следует обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области;
4) по вопросам, связанным с защитой прав потребителей услуг и санитар-но-эпидемиологического состояния помещений, необходимо обратиться в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области.
Напомним, полный перечень полномочий регионального регулятора приведен в указе Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 г. № 1067-УГ3.
Подробно ознакомиться со структурой Комиссии можно на официальном сайте Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Здесь же, в разделе «Обращения граждан», можно найти информацию, в которой представлены ответы на часто задаваемые вопросы.
Кроме того, в вышеуказанном разделе содержится схема «Платежи за коммунальные услуги (КУ)», где приведены пояснения с формулами для определения платы за коммунальные услуги.
______________________________________
1 Указ губернатора Свердловской области от 30 апреля 2014 года № 232-УГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Свердловской области на период с 01 июля 2014 года по 2018 год».
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
3 Указ губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области».
|