Текст и фото: Яна Серова
1 ноября в Серовском театре драмы им.
А. П. Чехова состоялось долгожданное
событие – открытие 72-го театрального
сезона. Давали трагедию Шекспира «Ромео
и Джульетта».
Пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта»
никогда не ставилась в нашем театре, а
потому интерес к спектаклю был ожидаем.
Для постановщика Юлии Батуриной эта
пьеса стала вторым обращением к
творчеству великого английского
драматурга (первой была успешная
постановка трагедии «Ричард III»). В
планах режиссёра постановка «Короля
Лира», правда, пока на сцене шадринского
театра. Что касается нынешней премьеры,
хочется отметить ещё и такой факт:
несколько екатеринбургских театров
открыли свои сезоны тоже «Ромео и
Джульеттой». Видимо, театры, как чуткие
барометры, уловили потребности общества
в желании обратиться к вечным ценностям.
Сюжет знаменитой пьесы не нуждается
в пересказах, зато, видимо, нуждается
в постоянных интерпретациях театральными
и кинорежиссёрами. За многие века
некоторые пьесы великих драматургов
превратились в некий ассоциативный
код, набор штампов и обязательную
программу для начинающих актёров и
режиссёров. Очень трудно внести что-то
новое в атмосферу избитых фраз и
конфликтов, и многим современным
постановщикам приходится ломать
устоявшуюся структуру пьес, насыщать
их новым смыслом и переносить действие
в более знакомый (или, наоборот, незнакомый
– как в серовской постановке) антураж.
Теперь настал черёд переосмысления и
Батуриной. А уж она-то не позволит
великому произведению оставаться
простым набором слов и клише. Действие
пьесы из старинной Италии перенесено
ею в нынешнюю Японию, в которой наряду
с современностью по-прежнему живы
древние кодексы чести и военизированные
ритуалы, где за внешней сдержанностью
и обязательной вежливостью кипят
нешуточные страсти. Спектакль очень
красив, его хочется рассматривать, как
старинную гравюру. У него особый ритм
и пластика, каждое движение выверено
и осмыслено. Он наполнен энергией
молодого тела, бьющей через край. Музыка,
звук в спектакле завораживают.
Трудно судить драматическую основу
спектакля, которая затерялась в буйстве
всех этих составляющих. Да и сюжет здесь
лично мне абсолютно без надобности –
настроение спектакля рождается через
всё то, что я перечислила выше. Оно-то
и рождает в зрителе сочувствие к главным
героям. На это и работает и пространство
камерной сцены, когда герои находятся
со зрителями на расстоянии вытянутой
руки и все чувства и эмоции – крупным
планом…
Итак, если вы любите пыльный бархат,
синтетические кружева и классическую
Джульетту на фанерном балконе – вам
здесь не место! Ищите те театры, где
отсутствие фантазии до сих пор называют
трепетным отношением к традициям. О
«нашем» спектакле такого не скажешь.
И дело даже не в кулачных боях и
стилизованной одежде – это не более
чем часть декораций. Дело в молодости
актёров, в юношеском максимализме и
драйве, отмеренными режиссёром с такой
аптекарской точностью, какая и требуется
при смешивании взрывчатых веществ. Ах,
как естественен высокий слог в устах
юнцов! Как непосредственна подростковая
дурь Джульетты (Александра Незлученко)!
Как быстро взрослеет Ромео (Алексей
Наволоков), как ощутимо страшно ему
взрослеть! И как честна паника Лоренцо
(Пётр Незлученко), единственного во
всём спектакле до конца взрослого
персонажа! А родители?! Во что они
(Евгений Балтин и Ольга Кирилочкина,
Степан Белканов и Ольга Хорук)
превращаются, когда их дети «играют»
не по их правилам...
Спектакль смотрится на одном дыхании.
Актёры точны. Сценография Алексея
Унесихина свежа. Музыка Петра Незлученко
осмысленна. Пластика Алишера Хасанова
драматична. Костюмы Елены Королевой
фееричны. Полное же представление о
спектакле можно получить, только посетив
его лично. Уверена, при любом раскладе
он станет для вас приятной неожиданностью.
Как написал в книге отзывов один из
первых посетителей: «Это спектакль 21
века. Я горжусь нашим театром!».
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_01.jpg)
Их первая и единственная ночь...
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_02.jpg)
Бои по правилам древних воинов.
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_03.jpg)
Ярость по-японски.
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_04.jpg)
Джульетта – героиня анимэ.
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_05.jpg)
Как не влюбиться в такого Ромео!
![](/00_2013/11/news_10-11-2013_06.jpg)
Красивейшая сцена смерти Джульетты.