Коли выбоины есть, на пути движения,
Ты – как выбоинный весь до изнеможения!
Народное творчество.
Ещё на прошлой неделе в администрации
города на 16 апреля наметили проведение
брифинга по предстоящему ремонту дорог.
Средствам массовой информации предложили
заранее подготовить и прислать вопросы на животрепещущую тему.
Мы как журналисты
и автомобилисты-любители одновременно
к просьбе отнеслись со всей ответственностью
и составили свой небольшой список из
20 пунктов. С той же ответственностью
поспешили его отправить на «электронку»
пресс-секретаря главы СГО. Видимо, зря.
Глава администрации Евгений Преин –
главный «ответчик» на брифинге –
заранее был настроен довольно враждебно.
Да, наши вопросы были не очень «удобными»,
где-то даже, как нам указали, «некорректными»,
но на то есть причины: сами понимаете,
приходится ездить много и часто и, как
следствие, периодически ремонтировать
своих «железных коней». Поэтому, как
говорится, надоело чувствовать себя
«выбоинными до изнеможения».
Километры и рубли
Первая часть брифинга – повествовательный
рассказ Евгения Юрьевича о печальном
положении дел – началась вполне себе
спокойно:
– Общая протяжённость дорог по Серовскому
городскому округу составляет 579
километров, из них лишь 187 километров
асфальтированы. 358 километров находятся
на содержании у муниципального
предприятия «Серовавтодор». Среди тех
вопросов, которые вы предоставили
заблаговременно, есть следующие:
«Сколько стоит содержание дорог?» и
«Возможно ли, учитывая, в каком состоянии
эти дороги находятся, содержать их
надлежащим образом?». Так вот, в местном
бюджете 2013 года на содержание городских
и сельских дорог предусмотрены 54
миллиона рублей. Из которых 18 миллионов
уже потрачены...
Далее глава администрации подробно
рассказал о том, как МП «Серовавтодор»
распределяет выделенные бюджетом 54
миллиона. По словам Евгения Юрьевича,
8800 тысяч рублей в год предназначены на
текущее содержание средств регулирования
дорожного движения: обслуживание
светофоров, нанесение дорожной разметки,
установку дорожных знаков (как тут не
вспомнить прошлогодний аттракцион
невиданной щедрости по улице Орджоникидзе,
когда, видимо, не успев освоить некоторое
количество рублей, почти каждый дорожный
знак – вполне себе ещё не устаревший
– был продублирован новым). 2440 тысяч
рублей в год понадобятся «Серовавтодору»
на ручную уборку дорог. И самый весомый
кусок – 41700 тысяч рублей – предназначен
как раз на содержание городских дорог.
Путём нехитрого сложения получились
52940 тысяч рублей – более одного миллиона
я не досчиталась. Но и дальше у меня с
арифметикой что-то не ладилось. Напомним,
18 миллионов из 41 миллиона 700 тысяч
рублей, как сказал Евгений Преин, уже
освоены. Надо полагать их «съели» вместе
взятые зима и весна, когда один день
«снегоборьбы» стоил городу до 300 тысяч
рублей. Остаются ещё 23700 тысяч рублей.
Около одного миллиона пойдут, согласно
предоставленному перечню, на
софинансирование совместно с областным
бюджетом ремонта дворовых территорий
многоквартирных домов и проездов к
ним. И порядка 16 миллионов рублей
запланированы на пресловутый ямочный
ремонт. Куда пойдут оставшиеся 6700 тысяч
рублей, осталось загадкой. Возможно,
это будет нашим вкладом в единственный
капитальный ремонт в этом году –
восстановление улицы Победы, отвратительное
дорожное покрытие которой планируется
«победить» опять же «в складчину» с
областью. Хотя об этом на брифинге не
обмолвились.
Числом поболе, ценою подешевле...
Теперь – о ямочном ремонте, себестоимость
которого 900 рублей за один квадратный
метр (для сравнения: стоимость вновь
укладываемого полотна такой же площади
– 3400 рублей). Проведённое обследование
показало, что 16 миллионов рублей
худо-бедно на него должно хватить.
Кто-то (видимо МП «Серовавтодор», потому
как конкурс на данный вид работ,
оказывается, не проводится, и называется
это «муниципальный заказ») посчитал
все выбоины на всех дорогах, сложил их
объём (перемножив длину, ширину и
глубину) и в результате получил, что
необходимо «заштопать» примерно три
километра шестиметровой дороги, а это
17400 квадратных метров (правдивость и
точность расчётов – на совести
«Серовавтодора», которому в нашей
администрации, видимо, принято верить
на слово). И срок выполнения поставлен
главой администрации: «Два месяца с
учётом подготовительной работы».
Правда, в самом «Плане проведения работ
по ямочному ремонту дорог Серовского
городского округа на весенне-летний
период 2013 года», подписанном директором
МП «Серовавтодор» Р. А. Юсуповым, в графе
«Плановый период» значатся сроки: от
третьей декады апреля до июля месяца
включительно. А это три месяца с гаком.
Ну, и кому верить прикажете?..
Такими темпами ремонта (по три километра
в год), как подсчитал Евгений Преин,
свои 187 км асфальтовых дорог «Серовавтодору»
придётся ремонтировать «всего лишь»
62 года. Это ежели «ямочно». Ну, а если
по-настоящему, как положено – по 3400
рублей за квадратный метр да в два
50-миллиметровых слоя – 267 лет. Ибо тех
же 16 млн рублей в таком случае хватает
только на 700 метров. Ну, чем не перспективы!
И все потому, что сумма в 54 млн рублей,
выделяемая из бюджета, не менялась аж
с 2008 года. Цены на бензин менялись,
зарплаты – тоже (и первое, и второе –
естественно только в сторону увеличения),
а 54 «дорожных» миллиона оставались
неизменными.
– В таких условиях приходится
применять жёсткую дисциплину в отношении
средств, выделяемых бюджетом, и
минимизировать затраты на материалы.
То есть экономить на асфальте.
На территории нашего округа действует
лишь один асфальтовый завод – ПК
«Асбестпласт», что в районе новой
телевышки. Тут и производство попроще,
и цены пониже. А вот в недалёком
Краснотурьинске ФГУП «Свердловавтодор»
предлагает асфальт и качеством получше,
и ценою подороже. Разницу в качестве
нам не уточнили, а вот в цене она
составляет 500 рублей за тонну. То есть
1,5 млн рублей экономии. И хотя и на
первый, и на второй заводы уже есть
требования о запуске (17 и 22 апреля
соответственно), между ценой и качеством
Серов пока выбирает цену (ту, что
поменьше, естественно), другими словами
поддерживает «отечественного
производителя». Но с оговоркой: из
укладываемого асфальта в еженедельном
режиме будут браться пробы на лабораторные
исследования, акты которых будут
предоставляться в администрацию города.
И если появятся лишь малейшие сомнения
в качестве серовского продукта, город
готов пойти на материальные жертвы и
закупать асфальт только в Краснотурьинске.
Следить за правильной «пропорцией»
асфальта будет заказчик – Управление
капитального строительства, иногда на
проверку будет выезжать и комиссия из
комитета ЭТС и ЖКХ.
Кроме самого асфальта, важна и технология
– вырезание, просушка, гудронная укладка
изоляционного слоя... Только от «совместных
усилий» первого и второго во многом
будет зависеть, как долго эта «заплата»
продержится. Гарантийных срок эксплуатации
«заштопанной» дороги – один год. И если
ремонт будет выполнен некачественно,
то переделывать его МП «Серовавтодор»
будет уже за свой счёт.
Начнётся ямочный ремонт с дорог, где
пролегают маршруты эстафет, череда
которых стартует уже 30 апреля, затем
отремонтируются маршруты общественного
городского транспорта, остальные – в
последнюю очередь. Естественно, основная
работа (ввиду экономии средств) будет
проходить в дневное время, ночью будут
ремонтироваться только самые загруженные
перекрёстки и участки дорог.
Задел Евгений Юрьевич и вопрос кадров,
участвующих в данном ремонте. В их
профессионализме глава округа полностью
уверен: «Ротации кадров не произошло,
остались все те, кто выполнял подобные
работы в последние пять лет».
Вот до такого состояния довели наши дороги те "профессиональные кадры", чьей "ротации" "не произошло".
В год – по улице
Как уже писалось выше, капитально
отремонтируется в этом году лишь одна
улица города – Победы. Уже объявлен
конкурс на проведение данных работ.
Если, как выразился Евгений Преин,
«никто из ущербных, которые по тем или
иным причинам не смогут выиграть
конкурс, не обратятся с жалобой в
антимонопольную службу», к
1 июня
контракт может быть уже заключён, и в
первый же месяц приближающегося лета
проезжая часть улицы Победы начнёт
преображаться. Гарантийный срок её
эксплуатации – всего два года.
В этом же году будет подготовлен проект
капитального ремонта улицы Луначарского,
сам же ремонт предстоит провести в
следующее лето. Далее на очереди –
проспект Серова. И так – в год по одной
капитально отремонтированной улице и
одному проекту...
И про дворы не забыли
«Закатать в асфальт» в этом году
планируется и 24 дворовые территории.
На это потребуется 17 миллионов рублей
(если верить словам Евгения Юрьевича)
или более 18,5 миллионов рублей (если
верить «Перечню дворовых территорий
многоквартирных домов, проездов к
дворовым территориям многоквартирных
домов населённых пунктов, подлежащих
ремонту в 2013 году на территории Серовского
городского округа» (утверждён
Постановлением администрации СГО от
01.03.2013 № 333). Это средства областного
(более 17,5 млн руб.) и местного (926 тыс.
руб.) бюджетов.
«Задавайте конструктивные вопросы!»
Обо всём этом глава округа поведал
журналистам сам. Потом предложил
задавать вопросы. Коллег, например,
интересовали необходимость светофора
на перекрестке улиц Каляева – К. Маркса,
ремонт поселковых и сельских дорог,
состояние городских мостов в общем и
«лесозаводского» в частности. Ответы
отнюдь не положительные. «На мосты нет
денег», – не дослушав вопрос журналиста,
сказал Евгений Преин.
16 апреля глава администрации СГО Евгений Преин, глядя в глаза серовским журналистам, рассказывал,
что дорожный ремонт в городе уже начался - с перекрестка улиц Ленина и Красноармейской.
Хотя никакого ремонта там не было ни 16, ни 17, ни даже утром 18 апреля.
Я же осторожно поинтересовалась
нормативными документами, на основании
которых производится ремонт дорог, а
также предписаниями и штрафами, которые
имеет право выписывать за ненадлежащее
состояние дорожного полотна как
организациям, ответственным за состояние
автодорог, так и должностным лицам
ГИБДД. И вот тут настроение Евгения
Юрьевича резко испортилось:
– Всё, что касается штрафов, я не обязан
вам отвечать. А что касается предписаний,
то их было 58 за зимний период.
– А за весенний, за ямы?
– Мы хотим выполнить ремонт или хотим
крови? – «взорвался» глава администрации.
– Я буду реагировать болезненно.
Предписаний более чем достаточно,
причины вы услышали. Ни одно из
предписаний, выдаваемое ГИБДД, не
игнорируется. Если вы хотите сегодня
засыпать все автодороги шлаком, то я
не считаю это правильным. Лучше дождаться
сухой погоды, которая обеспечит
выполнение качественного ямочного
ремонта...
Так и мы за качество двумя руками «за»,
но после таких резких ответов задавать
вопросы как-то сразу расхотелось...
– Так задавайте конструктивные вопросы,
– парировал Евгений Юрьевич. И тут, как
говорится, «Остапа понесло». Монолог,
который глава администрации произнёс
дальше, я прослушала на диктофоне
несколько раз, но так и не уловила его
сути: «Создание определённого имиджа
города на сегодняшний день – вот не
только задача администрации, но тех
людей, кто понимает проблематику, но
не понимает, как её решать, предположим.
Для этого он приходит, для этого мы
проводим эти встречи, и мы пытаемся
объяснить на сегодняшний день, что,
грубо говоря, в рамках наших полномочий
и что мы реально делаем. Мы не сидим, мы
не ищем способов увода денег и так далее
и тому подобное на сегодняшний день.
То, что принято, скажем так, в части
того, что сегодня льётся, мы этого не
говорим. Мы говорим, что нам нужен на
сегодняшний день совместный подход в
этом отношении. И я не отказываюсь
никогда от вопросов конструктивных,
которые бы предполагали только решение
этой проблемы. Но пока никто не предлагает,
как решить, а предлагает как, грубо
говоря, и кто на сегодняшний день сделает
что-то не так. Ведь кто не ошибается на
сегодняшний день? Тот, кто не работает.
И я с полной ясностью и уверенностью
могу сказать, что мы справимся с этой
проблемой. Конечно, в идеале мы не
получим европейских дорог, и с этим
нужно не то чтобы смириться, но это
факт. Есть финансовые средства – это
рычаг, нет финансовых средств – нет
рычага на сегодняшний день».
Возможно, знаки препинания мною
расставлены и не правильно, но текст я
постаралась передать слово в слово.
Проверки на дорогах
Может, мы хотели узнать что-то «лишнее»?
Так ведь не любопытства ради, а профессия
обязывает.
Как и обязывает перепроверять полученную
информацию. Так вот, уважаемые Евгений
Юрьевич и Руслан Альбертович, перекрёсток
улиц Ленина и Красноармейской, который,
по вашим словам, первым должен был
начать подготовительную к ямочному
ремонту работу – вырезку старого
асфальта – то ли утром, то ли после
обеда 16 апреля, как было объявлено на
брифинге, и к шести часам вечера того
дня не видал никакой техники. Я вечером
по нему домой с работы возвращалась,
даже остановилась сфотографировать.
И на следующее утро (и даже вечер!)
картина не изменилась. И на следующее...
В связи с чем у меня есть предложение
конструктивнее некуда: прекратите уже
«создавать определённый имидж города»
и начните, наконец, дороги ремонтировать!
А присутствовавший на брифинге новый директор "Серовавтодора" Руслан Юсупов
(сын депутата-металлурга Альберта Юсупова) скромно отмалчивался.