Начальник Управления гражданской защиты
населения г. Серова Юрий Герасименко.
«В городе Серове угнан самолёт Ан-2.
Предполагается, что в ночь на 12 июня
пилот без разрешения взял Ан-2,
принадлежащий частному лицу, и примерно
с 12 пассажирами на борту самолёт скрылся
в неизвестном направлении. Пропажа
воздушного судна была обнаружена 12
июня в 8:30, об инциденте сообщили в
полицию. К поиску Ан-2 привлечены
сотрудники МЧС. В поисковых работах
участвуют наземные группы и самолёт.
Пока Ан-2 не обнаружен ни целым, ни
разбившимся. Мобильные телефоны пилота
и пассажиров не отвечают...». Примерно
так от агентства «Интерфакс»12 июня
2012 года звучало самое первое сообщение
о «сбежавшем» «кукурузнике».
«По одной из отрабатываемых полицейскими
версий, группа людей могла отправиться
на рыбалку, а по другой – в баню в
соседний регион», – сообщал в этот же
день журналистам руководитель
пресс-службы ГУ МВД Свердловской области
Валерий Горелых...
Тогда всё случившееся назвали просто
– «покатушки». Была надежда, что
улетевшие «покататься» вот-вот найдутся
или, по крайней мере, дадут о себе знать.
Но никто тогда не мог предположить, что
пятимесячные поиски самолёта, пилота
и дюжины пассажиров не принесут никаких
результатов.
Все эти пять месяцев в Серове работал
оперативный штаб. Протоколы зафиксировали
134 его заседания (в том числе – встречи
с родственниками пропавших). Бессменным
секретарём штаба был начальник Отдела
(ныне – Управления) гражданской защиты
населения г. Серова Юрий Герасименко.
На днях мы встретились с Юрием
Витальевичем, чтобы узнать его мнение
о безуспешных пятимесячных поисках.
О штабе
Сам штаб по поиску самолёта был создан
в Екатеринбурге при Уральском МТУ
Росавиации, его возглавил Александр
Шулепов. Так делается в случае каждого
ЧП. Это профессиональная работа
авиаторов. В Серове также была создана
рабочая группа помощи штабу, которую
возглавил председатель правительства
Денис Паслер.
Информация о том, что вечером 11 июня
из аэропорта Серова несанкционированно
вылетел самолёт, поступила в Серов из
ГУ МЧС России утром 12 числа. Было принято
решение о том, что необходимо собрать
штаб. С учётом того, что из Екатеринбурга
приехали специалисты, первое заседание
рабочей группы (то, что мы потом называли
штабом) в Серове было проведено 12 июня
в 22 часа по местному времени. Первые
два с половиной месяца штабы собирались
ежедневно в администрации города.
Встречи с родственниками первое время
проходили на территории Управления
гражданской защиты. Здесь был открыт
телефон «горячей линии», на который
стекалась вся информация. Здесь же
работали психологи ГУ МЧС России и
Центра экстренной психологической
помощи.
Бытовало мнение, что работа штаба была
плохо организована. Я так не считаю.
Тем более, что работали не простые люди,
а профессионалы. Аналитическая работа
проводилась сразу. Я лично знаком –
ещё по своей армейской службе – с
Александром Шулеповым. Его аналитик
Николай Лавренов – бывший начальник
оперативного отдела корпуса ПВО, ныне
ведущий специалист-эксперт отдела ИВП
и АНО – знает свою работу «от и до». И
вся оперативная информация из Серова
ежедневно передавалась в областной
центр Владимиром Волошенко – начальником
авиационного координационного Центра
поиска и спасания ВКУ «Уральского
авиационно-спасательного центра, –
где обобщалась и анализировалась.
Кстати, Владимир Иванович не просто
«штабной человек», у него 45 лет выслуги,
он командир Ми-24, ветеран боевых
действий...
О поисках
Первоначально поиски проводились по
маршруту, о котором стало известно
следствию от родственников улетевших.
У нас было только два факта. Первый:
самолёт взлетел. И второй: пассажиры
собирались лететь в сторону Кытлыма.
Была учтена и информация от одного из
очевидцев – капитана юстиции, видевшего
самолёт на юго-западе. Все остальное
оставалось предположениями. Авиация
сразу стала отрабатывать и искать то
место, куда пропавший самолёт мог
спланировать или спикировать. Для того,
чтобы найти это место как можно быстрее,
в воздух был поднят другой Ан-2. Принимались
во внимание и обобщения аналитиков.
Тем более, что лётчик Кашапов
характеризовался человеком принципиальным.
И в каком бы состоянии он ни находился,
предполагалось, что он не мог поступиться
своими принципами. Если сказал «летим
туда» и «полёт 20 минут», значит так оно
и должно было бы быть... Тем более, что
все факты говорят о том, что пассажиры
собирались хаотично. В первые дни на
поиск по этому маршруту были подняты
и отправлены люди, и многие были уверены,
что пропавшие найдутся.
Но эта информация не подтвердилась.
Потом стали предполагать, что самолёт
мог уйти в другую сторону. Прошла
информация об аномалии, и, возможно,
что-то случилось с приборами. К воздушному
поиску были привлечены вертолёты,
которые стали с воздуха отрабатывать
территорию поиска методично и досконально.
Одновременно из разных источников, в
том числе и от так называемых экстрасенсов,
которые были даже из Казахстана,
Татарстана, Узбекистана и Кыргызстана,
не говоря уже о местных «ясновидящих»
и «яснослышащих», стала поступать
информация, чаще – противоречивая. Но
мы же тоже хотели и хотим, чтобы люди
были найдены, поэтому сразу же направляли
авиацию и спасателей, чтобы оказать
пострадавшим первую помощь. При проверке
одной такой информации лётчика из
Татарии при помощи спутникового телефона
«вела» шаманка. И у неё даже многое
сходилось. Но на том месте, где самолёт,
по её уверениям, должен был быть, ничего
подобного найдено не было.
Даже среди родственников были разные
мнения о нахождении самолёта. Одни были
уверены, что их дети находятся «здесь»,
другие – настаивали, что «тут». В таких
случаях принимали решение штабом: часть
группировки направить в одно место,
другую – в другое.
Потом, где-то в середине поисков, было
принято решение: все заявления и
сообщения принимать только под протокол.
Потому что второй поток информации в
основном состоял из бредовых идей (типа
«мне кажется», «мне приснилось»). И
спасателями стали проверяться лишь те
сообщения, которые поступали от одних
очевидцев, совпадали с сообщениями
других граждан и «одобрялись» аналитиками.
Полностью «прямую речь» Юрия
Герасименко, где он делится своим
мнением о снимках из космоса, возможностях
ПВО, причастности военных и о том, где,
вообще, может находиться пропавший
Ан-2 и его пассажиры, читайте в ближайшем
номере газеты – уже 30 ноября.