Текст и фото: Ольга Малинова | РиО Оперативный штаб заседает в ежедневном режиме.
Второй день на заседании оперативного штаба «отчитывают»
нашу газету. Вчера не стала писать об этом. Но второй раз прилюдного
разбирательства «душа не выдержала». Начну с первого случая. На субботнем штабе
начальник управления организации авиационно-космического поиска и спасения
Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Прусов сообщил: «Такой
масштабной операции воздушная авиация не видела давно». Имея ввиду и количество
задействованных воздушных судов, и их общую продолжительность полётов, и число
обследованных территорий. Чтобы сопроводить материал «картинкой», мы решили
вечером того же дня съездить на аэродром и сфотографировать столь мощный
воздушный флот. За одним и проверить, как сейчас – после столь серьёзного ЧП –
охраняется наше взлётное поле. Охраняется вроде бы, но как-то… запоздало.
Ворота на взлётно-посадочную площадку были любезно открыты настежь,
естественно, никакого постового-охранника рядом не было и в помине. Но мы на
всякий случай машины оставили у ворот и пошли пешком. На улице – было около 21
часа – никого, кроме собаки, не увидели. Сторожевой пёс звонко залаял на нас,
но на его «зов» опять же никто не вышел. Минут десять мы ходили вокруг самолётов
и вертолётов. И уже заканчивали съёмки, как на аэродроме показался легковой
автомобиль (видимо, рабочего аэродрома, потому что он что-то вёз для разгрузки
на автоприцепе). Вот только тогда из здания аэропорта к нам выбежал молодой
человек с вопросами, кто нас сюда пустил, и что мы тут делаем. Один из кадров, снятый во время "той самой" фотосессии.
Затем вышли ещё
несколько мужчин. Один из них представился «транспортной прокуратурой» и
попросил показать документы, на что мы ответили, что наши документы – в
машинах, можем и показать. Но он почему-то проверять не стал. Видимо, поверил
на слово, что мы не террористы, а местная пресса и всего-то хотели просто пофотографировать.
На реплику работника прокуратуры: «Вас ведь не пустят снимать, например, в
аэропорт Кольцово», мы ответили: «Так в Кольцово нет такого бардака, и пьяные
пилоты на самолётах не пропадают». Были и другие вопросы-ответы, но именно этот
диалог нам и припомнили на штабе. А по-моему, нужно было ругать не нас, а
«многочисленных охранников», чтобы лётное поле лучше охраняли. Если бы нас
сразу заметили и запретили вход, то мы не стали бы и настаивать, а мирно
развернулись восвояси. Не дураки – понимаем, что если нельзя, то нельзя…
Сегодня генералу Заленскому не понравится материал «Ищут
спасатели, ищет полиция...» в пятничном номере нашей газеты. Точнее, как я
поняла, – последние три его абзаца, где речь идёт о МЧС. Руководство МЧС
обидели слова: «Эти поиски в очередной раз показали, что в России не разработан
чёткий механизм организации наземных поисков. Наше МЧС умеет красиво летать за
границу и извлекать из-под разрушенных зданий чилийцев или японцев. Но вот
искать «незнамо кого и незнамо где» на Родине российские «чрезвычайщики» пока
только учатся. Причём, сразу на практике».
Сразу оговорюсь, что преклоняюсь перед мужеством спасателей,
занятых в поисках пропавшего Ан-2 – простых мужиков, терпящих все «прелести»
уральской природы – тайгу, болота, комаров, мошек, горы, дожди... Но на то они
и спасатели – искать там, где не под силу обычному человеку. Понятно, что
искать, например, в чистом поле намного проще. Да и комфортных погодных условий
на Урале никогда не было. Проще искать в заданном – известном – квадрате. За
две недели, я уверена, если бы точно было известно место приземления или
крушения самолёта, его нашли бы даже обычные добровольцы. А вот у спасателей на
такой случай, как сейчас должна быть определённая стратегия. По
крайней мере, активные поиски, как сейчас, надо было начинать не на вторую неделю –
после вмешательства губернатора области, а сразу – в первые сутки. Или я не
права?..
А теперь – по делу. Как бы нас ни ругали, позади
четырнадцатый день поисков бело-синего «кукурузника», его пилота и 12
пассажиров. Так что кратко расскажем о дне прошедшем.
Всё тот же размах поисковой операции. Около двух сотен
спасателей отрабатывали всё те же территории – Усть-Тылай (54 человека) и
Катасьму (136 человек), четверых (из них трое – мастера спорта) на три дня с
запасом продовольствия сегодня забросили на Белый камень, два спасателя искали
пропавших вместе с пилотами вертолёта.
Сегодня – в отличный день для авиации – 11 воздушных судов совершили
14 полётов (данные на 17 часов 30 минут), в воздухе они находились 59 часов 30
минут, обследовали аж 50 квадратов. Сейчас «зачистка» квадратов идёт ещё более
тщательно, оттого – медленнее: на 4 квадрата с учётом подлёта и возврата уходит
до 5 часов.
С отчётом о проделанной работе сегодня на оперативном штабе
выступил заместитель директора Департамента лесного хозяйства Свердловской
области Владимир Бережнов: силами 182 человек и 36 единиц техники
безрезультатно обследовано 900 кв. км территорий. Не помогла и авиация
департамента, отработавшая в небе 28 часов. Лишь на востоке области были
замечены лесные пожары. Ну, и то хорошо, значит, будут вовремя потушены и
где-то одной бедой будет меньше...
Экстренная психологическая служба МЧС России не видит больше
необходимости в работе круглосуточной телефонной «горячей линии». С каждым днём
– все меньше звонков и случаев оказания помощи. Все больше звонков – от просто
любопытствующих, экстрасенсов и волонтёров. Родственники пропавших без вести
людей интересуются ситуацией поисков лишь в первые час-два после окончания
работы штаба.
Геннадий Чеурин – заслуженный полярник СССР, специалист по
нетрадиционным поискам пропавших людей – ничего нового на штабе не сообщил.
Словом, поиски продолжаются...
|