С ноября прошлого года Серовская городская прокуратура ведёт проверку исполнения земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции при предоставлении инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Как выяснилось, зачастую земля доставалась людям с ограниченными возможностями здоровья, совершенно в ней не нуждающимся и даже в очереди на их получение не стоявшим. Причём, многие из них выделенные участки никогда в глаза не видели, переуступая землю третьим лицам.
Выдумка журналистов?
Большинство земельных «соток» инвалидами были переуступлены третьим лицам и затем через риелторов проданы за сотни тысяч рублей (а то и за более высокие суммы!). За последние три года по такой нехитрой, но, как показывают результаты расследования, вполне эффективной коррупционной схеме были даром розданы десятки земельных участков. На сегодняшний день возбуждены три уголовных дела в отношении пяти человек, обвиняемых в мошеннических действиях.
При этом стоит отметить, что с самого начала позиция Серовского городского прокурора Андрея Аржаховского (чья деятельность и вскрыла в Серове сначала «квартирную» «схему», а затем – «земельную») главой округа Еленой Бердниковой была принята в штыки. И не изменилась спустя месяцы: на прошедшей в конце прошлой недели пресс-конференции с главными лицами муниципалитета Елена Владимировна заявила, что земельный скандал придумали... сами журналисты.
Уголовные дела и «сбежавшие» специалисты
Могло бы быть столь массовым увольнение сотрудников комитета по управлению муниципальным имуществом, если бы не нарушения, выявленные в результате прокурорской проверки исполнения земельного законодательства? Первым, напомним, 10 февраля «тонущий корабль» покинул теперь уже бывший председатель КУМИ Александр Гребенёв, успевший перед увольнением подписать заявления об уходе своим пятерым сотрудникам.
А тремя днями ранее обвинение и заключение под стражу получила главный специалист отдела по управлению земельными ресурсами Ольга Корьякина. Напомним, что эта сотрудница комитета по управлению муниципальным имуществом оформила на своих мать, свекровь и подругу матери три земельных участка, минуя конкурсные процедуры.
По второму уголовному делу проходят сразу три женщины. Бывший председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Татьяна Анисимова (именно она, напомню, была фигуранткой трёх уголовных дел, касающихся многомиллионных махинаций с оборудованием для котельной и межеванием муниципальной земли, которые были прекращены в связи с амнистией), её сноха Елена Анисимова, некогда работавшая в агентстве недвижимости у индивидуального предпринимателя, – также задержаны. Сама индивидуальный предприниматель – Мария Машарова, владелица агентства недвижимости – является подозреваемой в мошеннических действиях, но сотрудничает со следствием и до суда остаётся на свободе.
Неисполнимое решение
А вот фигурант по третьему делу – заместитель директора ООО «Наш выбор» Станислав Исупов – решением Серовского районного суда, вынесенным 18 февраля, был взят под домашний арест. Комментарий по такому весьма трудно контролируемому исполнению судебного решения был получен журналистами в Серовской городской прокуратуре:
– Судебное заседание проходило с моим участием, – говорит Андрей Аржаховский. – Судья Хабаров рассматривал ходатайство следователя следственного отдела ММО МВД России «Серовский» об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу гражданину, который обвиняется в совершении двух тяжких преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание за него предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Ранее, 16 февраля, прокуратурой в следственный отдел ММО МВД России «Серовский» были отправлены два постановления с двумя материалами о привлечении к уголовной ответственности данного лица за совершение мошенничества. По результатам рассмотрения материалов было принято решение о возбуждении двух уголовных дел, которые были соединены в одно производство. В тот же день данное лицо было задержано по подозрению в совершении указанных преступлений. После чего был проведён ряд неотложных следственных действий, в ходе которых было установлено, что данный гражданин предпринял меры к оказанию давления на свидетелей и к уничтожению доказательств по делу. А именно, было обнаружено, что из изъятого iPhone обвиняемый успел стереть информацию уже после задержания. Следствие предполагает, что это было сделано в целях воспрепятствования производству по данному делу.
С учётом наличия указанных обстоятельств следователем было принято решение направить материал в суд для рассмотрения ходатайства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Напомню, что ранее данные меры пресечения избирались Серовским районным судом, но другими судьями.
Данное ходатайство рассматривалось в Серовском районном суде 17 и 18 февраля. При рассмотрении данного ходатайства суд установил факты оказания давления на свидетелей и воспрепятствования производству по делу. Вместе с тем, при рассмотрении ходатайства в применении меры пресечения в виде заключения под стражу данного лица судом было отказано. И судом была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на два месяца.
Запреты домашнего ареста
Итак, Станислав Исупов, по слухам – близкий друг Александра Гребенёва, по решению Серовского районного суда получил домашний арест. При этом, на него были наложены следующие запреты: на выход за пределы квартиры, в которой он проживает вместе с семьёй и в которую имеют доступ иные лица; на отправку и получение почтовых, телеграфных отправлений, СМС-сообщений, их аналогов и иных сообщений по электронным сетям; на использование средств связи, в том числе телефонной и сотовой, на использование сети Интернет; на общение со свидетелями по уголовному делу (в том числе с действующими и работающими ранее сотрудниками администрации Серовского городского округа, а также их родственниками; с лицами, участвовавшими в сделках аренды земельных участков).
Контроль над нахождением обвиняемого в месте исполнения домашнего ареста и над соблюдением им наложенных запретов возложен на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.
С решением не согласны
– Данное решение, вынесенное 18 февраля судьёй Хабаровым, может быть обжаловано в Свердловском областном суде в течение десяти суток с момента его провозглашения, – говорит прокурор Аржаховский. – О его законности я не имею права говорить. Но Серовская городская прокуратура готовит апелляционное представление, в котором мы намерены такое решение обжаловать. Так как считаем, что оно неисполнимо, возможности полностью проконтролировать те запреты и ограничения, наложенные на обвиняемого таким решением, нет.
Из всех средств контроля – только «браслеты», и тех нет...
О невозможности контроля исполнения всех наложенных на обвиняемого запретов и ограничений журналистам поведал и временно исполняющий обязанности начальника уголовно-исполнительной инспекции Пётр Мельничук. По его словам, практически невозможно контролировать соблюдение обвиняемым условия содержания под домашним арестом, если он проживает в квартире не один. Ведь пользоваться интернетом, «Скайпом», сотовой связью запретить родственникам невозможно (и незаконно!). В полномочия инспекции не входит нахождение её сотрудников с обвиняемым 24 часа в сутки семь дней в неделю. Даже устройства электронного надзора – так называемые браслеты – в данное время находятся на «перепрошивке». В полномочиях сотрудников инспекции – лично проверять нахождение обвиняемого в квартире, и то – «два раза в неделю в любое время суток, кроме ночного».
Отсюда – большой вопрос
Чем руководствовался федеральный судья Николай Хабаров, вынося столь противоречивое решение? С одной стороны, при рассмотрении данного ходатайства суд установил факты оказания давления Станислава Исупова на свидетелей и воспрепятствования производству по делу. А с другой – после двухдневного (с перерывом на ночь) рассмотрения дела выбрал меру пресечения, не поддающуюся надлежащему контролю со стороны уголовно-исполняющего органа.
Николай Хабаров сам пожелал прокомментировать журналистам своё решение, которое он вынес в отношении Станислава Исупова:
– Есть три основания, которые могли послужить для избрания меры заключения обвиняемого Исупова под стражу, но не были представлены следователями и прокуратурой. Во-первых, не было представлено данных, что обвиняемый может скрыться от следствия, во-вторых, что он может продолжить заниматься преступной деятельностью, и в-третьих, что он может угрожать свидетелям по делу. Обвинением были представлены данные, что Исупов может уничтожить доказательства или иным путём воспрепятствовать установлению истины. И суд согласился с этими доводами. Далее мы учитывали тяжесть предъявленного обвинения и обстоятельства инкриминируемого деяния. То есть, с одной стороны, Исупов обвиняется в совершении тяжких преступлений, с другой – эти преступления относятся к сфере экономики и не являются насильственными. Также мною были учтены сведения о личности Исупова – не судим, к уголовной ответственности не привлекался, имеет устойчивые социальные связи, работает, проживает по месту регистрации, женат, имеет пятимесячного ребёнка, было учтено и состояние его здоровья. Таким образом, я посчитал, что на данный момент гражданин не представляет социальную опасность, чтобы быть заключённым под стражу, а достаточно изолировать его от общества путём помещения под домашний арест. По моему мнению, при наличии добросовестных отношений к обязанностям со стороны уголовно-исполнительной инспекции контроль над нахождением обвиняемого под домашним арестом вполне исполним.
Кстати
В беседе Николай Владимирович подтвердил тот факт, что в 2012 году они с супругой стояли в очереди на получении земельного участка как молодая семья и получили таковой – на улице Правды в Завокзальном посёлке. Но впоследствии участок, на котором, по словам судьи, находилась опора ЛЭП, был, хоть и не сразу, но продан...
Ну, и в заключение – ещё о земле и судьях. По нашим данным, председатель Серовского районного суда Александр Вальтер также получил один из «льготных» земельных участков – на улице Краснотурьинской. И теперь, по слухам, собирается покинуть свой пост уже в начале апреля. Связано одно с другим или нет – с полной уверенностью сказать сложно, но, согласитесь, на определённые размышления это наталкивает...
Текст и фото: Ольга Малинова
|