Открытое письмо родителей и близких
пассажиров попавшего 11 июня 2012 года самолёта Ан-2
Родные пропавших 11 июня вместе с самолётом Ан-2 людей. Фото предоставлено газетой "Глобус".
Мы, родные и близкие людей, которые
улетели на самолёте Ан-2 с посадочной
площадки Серова, пишем это обращение
11 августа, ровно через 2 месяца после
исчезновения самолёта, 12 пассажиров и
пилота.
К 11 августа активность поисковых
действий по розыску судна и пассажиров
не наблюдается. С 1 августа не проводится
воздушный поиск (вертолёты на площадках
в Тюмени, Перми и Екатеринбурге с
экипажами спасателей, о которых сообщают
на заседании поискового штаба,
осуществляют дежурство, которое было
раньше и будет осуществляться независимо
от хода поисков Ан-2).
Наземная группировка представлена
отрядом ОМОН в 30 человек (это не основные,
а приданные поисковые силы) и группой
из спасателей Уральского
поисково-спасательного отряда МЧС и
региональной «Службы спасения СО»
общим число не более 65 человек (данные
на начало августа по количеству
заказываемого сухого пайка).
Цифры в 300 и более участников поисков,
которые сейчас звучат в официальных
отчётах МЧС, включают людей (лесников,
охотоведов и т. п.), которые ищут
самолёт попутно, во время выполнения
своих профессиональный обязанностей,
а не целенаправленно.
Надежда найти наших детей тает с
каждым днём, но она ещё остаётся. На
самолёте – опытные, знающие лес и
способы выживания в нём молодые мужчины
и девушки. Мы верим, что в случае
вынужденной посадки самолёта они
сделают все возможное, чтобы выжить и
дождаться помощи.
Ради них, ради того, чтобы были сделаны
выводы и предотвращены ошибки в
организации поисков терпящих бедствие
воздушных судов и их пассажиров, мы
открыто выражаем наше мнение о ходе
поисков серовского самолёта Ан-2, а
также обозначаем вопросы, на которые
не можем получить чёткие и честные
ответы официальных лиц, ответственных
за поисково-спасательные работы.
Итог 2-месячных поисковых работ говорит
сам за себя. Самолёт и люди не найдены,
и есть большие проблемы с определением
(с большой долей вероятности)
предполагаемого маршрута и местонахождения
самолёта.
Поисковые работы начались с опозданием.
Так, опрос населения, которое могло бы
видеть пролетающий самолёт, начался
лишь на третий день после его исчезновения.
Воздушный поиск в первые двое суток,
когда шансы обнаружить пропавший
«кукурузник» с воздуха были наиболее
велики, вёлся только с двух самолётов
– Ан-2 и Ан-26 – лётчиками-наблюдателями
без экипажей спасателей-наблюдателей.
С первых дней мы, родители и близкие
улетевших на самолёте, просили и
предлагали привлечь для более эффективного
поиска технические разработки, приборы,
спецтехнику, оборудование и т. п.
технические приспособления, которые
позволяют обнаружить самолёт и людей
в лесу, водоёмах, горах. Нам, в частности,
обещали использовать для поисков
самолёты-беспилотники, которые могут
летать на низкой высоте и вести съёмку
местности. Мы просили выделить болотоходы,
которые помогли бы быстро обследовать
болота (их проверяли наземные группировки
со скоростью движения 4-5 км в день). Мы
также сообщали штабу о радарах, локаторах,
магнитометрах, навесном оборудовании
на вертолёты с помощью которых, как нам
было известно, велись поиски в
предшествующих подобных случаях.
Неоднократно мы просили запросить и
предоставить снимки из космоса, со
спутников, в том числе зарубежных,
территории, где может находиться Ан-2.
По снимкам с отечественного спутника,
на которые ориентировались специалисты
МЧС, проверили лишь 7 термоточек, которые
были видны на фотографиях.
Поиск пропавшего самолёта вёлся, как
и 70 лет назад, – с вертолётов и пешими
группировками. Ни о каких технических
новшествах при поиске Ан-2 нам неизвестно.
Мы также не знаем, проводилась ли
аэрофотосъёмка местности с воздуха и
каковы её результаты.
На все наши обращения ответ из
поисково-спасательного штаба был один:
«Это не используется, мы об этом не
знаем, это нереально, нам неизвестно,
где это взять».
Кроме того, у нас сложилось впечатление,
что пеший поиск вёлся хаотично, без
внятной и известной логики. Так, в
частности, в первые дни спасателей
направляли искать самолёт и пассажиров
вдоль автомобильных трасс и железнодорожных
линий. То есть туда, где достаточно
высока вероятность, что самолёт и
пассажиров видели свидетели, где люди
с Ан-2 и сами вышли бы, будь они рядом с
дорогой.
А чего стоит история с человеком,
которого обнаружили у города Пыть-Ях
Ханты-Мансийского округа и приняли за
одного из исчезнувших пассажиров из
Серова! На каком основании, без
предварительной проверки, эта информация,
с подачи, как заявили нам журналисты,
руководства МЧС, оказалась в СМИ?
При условии наблюдаемых нами
«запаздывании» поиска (за первую его
неделю трава выросла на 40 см, а лист на
дереве увеличился в 2 раза), при достаточно
малом сроке, во время которого поиск
шёл интенсивно, с привлечением большого
числа спасателей, при игнорировании
технических возможностей и неиспользовании
имеющегося в России поискового
оборудования, мы пришли к выводу, который
очень не хотелось бы делать, но и
опровергнуть факты не дают: поиск
затягивается искусственно.
Мы не исключаем вероятности, что наши
дети и близкие стали жертвами вмешательства
военных, в результате которого самолёт
был сбит либо принуждён к посадке, а
пассажиры погибли либо удерживаются.
Как бы ни была парадоксальна эта версия,
у нас есть основания предполагать, что
она имеет право существовать и
рассматриваться. Мы так и не получили
внятного, чёткого ответа от руководства
военных ведомств ПВО, военно-воздушных
сил, из воинских частей, которые
расположены в зоне возможного полёта
Ан-2, о том, наблюдался ли полёт самолёта
силами ПВО, было ли какое-либо воздействие
на него с помощью военной техники. Пока
таких ответов нет, мы предполагаем, что
такое воздействие, приведшее к негативным
последствиям, имело место быть.
Настораживает и тот факт, что не вышла
в эфир телепрограмма «Средь бела дня»
на канале НТВ, записанная с участием
родственников пассажиров Ан-2. Запись
была 27 июля, но данных о дате выхода её
в эфир к 11 августа у нас нет, и назвать
её на телеканале нам затрудняются.
Поиски наших детей продолжаются. Мы
благодарны рядовым спасателям, лётчикам,
полицейским, всем, кто помогал и помогает
нам в поисках. Ваше участие неоценимо.
Сейчас мы хотим только одного: чтобы
поиски были продолжены, чтобы те ошибки,
которые были допущены, были исправлены,
а имеющиеся технические возможности
были бы, наконец, использованы в полной
мере.
Мы обращаемся к руководителям регионов,
имеющим современное поисковое
оборудование, к разработчикам техники,
которая способна облегчить и сделать
более эффективным поиск самолёта и
людей в наших условиях таёжного леса,
гор и большого числа водоёмов. Вы тоже
чьи-то матери и отцы. Пожалуйста,
откликнитесь.
Помогите нам найти наших детей!
Лариса Маевская, Наталья Шаад, Любовь
Ушакова, Александр Ушаков,
Анастасия
Рогулина, Татьяна Тренихина, Любовь
Баранова и другие.