«Сажать ответственных лиц, сажать, сажать, сажать!» – требует ОНФ
Небольшая командировка представителей Общероссийского народного фронта в Свердловскую область вскрыла катастрофическое состояние жилфонда, вовлеченного в программу капремонта. «Фронтовики» уличили главу регоператора Караваева во вранье, подтасовке фактов и невладении ситуацией. Главы муниципалитетов вообще поставили вопрос о целесообразности фонда и рассказали «федералам», как цепочки из субподрядчиков транжирят деньги, собранные жителями области на капремонт.
12 ноября в Екатеринбурге состоялось межрегиональное совещание ОНФ по поводу реализации программы капремонта многоквартирных домов в Свердловской области. Прежде чем совещаться, представители фронта отправились в муниципалитеты, чтобы лично увидеть, как ремонтируются дома. Одни отправились в Первоуральск, другие – в Асбест, третьи – в Белоярский ГО.
В начале совещания члены ОНФ поделились впечатлениями об увиденном. «Впечатления катастрофические, хотя я жизнь знаю, – сказал депутат Госдумы РФ Валерий Гальченко. – Проектировщики, как выяснилось, даже не выходили на дома, а делали проекты по фотографиям. При этом 100 млн рублей на проектирование. И у меня в голове одно крутится – сажать, сажать, сажать! Ведь это кровные деньги, не какие-то там отстраненные бюджетные, которые мы как бы и не считаем своими уже, а это то, что остается у людей в кошельке после вычета налогов».
Побывавшая в Первоуральске руководитель общественной организации по защите прав собственников жилья «Наш дом» Светлана Калинина буквально «размазала» ответственных за капремонты в Свердловской области за крайне неудовлетворительные результаты. «Это «двойка». Муниципалитеты дали отвратительные данные по техническому состоянию домов, а министерство и фонд это проморгали. Я только что из Первоуральска – там как будто война вчера закончилась. Как можно в таких домах акты о готовности к отопительному сезону подписывать? Как можно зимой – а сейчас у вас уже зима – кровлю раскрывать, чтобы делать ремонт? Это самое настоящее преступление! На улице Ватутина покрыли пять лет назад крышу хорошей металлочерепицей, а вы ее взяли и сняли, а вместо этого положили треснувший шифер. Да за это сажать надо! В домах нет стен, нет труб, нет потолков, а вы их в программу капитального ремонта включаете. Там трещина пошла по панели перекрытия, а ее сантиметровой фанерой латают. Это что такое? Туда надо с правоохранительными органами идти. В конце концов, вы же русские люди, неужели вы для своих сделать не можете? Все только на показуху, – начала свое выступление Светлана Калинина. – Где у вас регламенты взаимодействия с собственниками жилья и муниципалитетами по приемке? В других регионах их уже давно местные ЗакСо отработали. Где у вас общественный совет? Это был указ президента, а у вас он расформирован. Почему у вас до сих пор нет порядка о проведении общих собраний собственников по вопросам капремонтов? А расценки? В доме сделано работ на 4 млн рублей, а этот дом за 30 лет соберет 800 тысяч только. Сметы кругом завышены. Вы своими действиями подставляете губернаторов. Вы даже не представляете, как тяжело там на ковре стоять и краснеть за вашу плохую работу».
О завышении смет говорил и руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ Сергей Суслов. «Сметы сделаны на коленке, без техпаспортов. В Первоуральске на ремонт подвалов в домах заложено по 225 тысяч, а там подвалов и в помине нет. По миллиону заложено на ремонт фундаментов – а на место приезжаешь, а там такой объем, что этой работе 100 тысяч рублей красная цена, – сказал представитель ОНФ. – В 90-е годы в Первоуральске из-за взрыва газа обрушился подъезд дома, там панели висят, набухают, а в соседних трех подъездах живут люди. И ни администрация, ни министерство не занимаются этим домом. Он стоит в плане ремонта на 2025 год».
«В Асбесте подошли к нам бабушки и сказали: «Мы молимся, чтобы наш дом не попал в программу капитального ремонта, потому что видим, что у соседей творится», – заметил член регионального штаба ОНФ Василий Андриянов. – Нужна персональная ответственность людей, которые собирают средства на капитальный ремонт, иначе это все будет продолжаться. Нужно принять региональный закон о статусе фонда – это не должна быть какая-то общественная организация, а учреждение с должностным лицом во главе. А пока Караваев (глава Фонда капремонта Свердловской области, – прим. NDNews.ru) ни за что не отвечает. Надо ужесточить меры по наказанию виновных и создать эффективный общественный контроль. Только не такой, который будет от Фонда кормиться, а настоящий».
Генеральный директор Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Александр Караваев.
Разумеется, что после таких впечатлений ОНФовцы ждали выступления главы Фонда Александра Караваева. «У нас денег из подрядчиков никто не получает авансом, все риски они берут на себя, а если что-то не так, могут последовать штрафные санкции или расторжение контрактов без компенсации уже понесенных затрат, – затянул Александр Караваев свою привычную песню. – Кроме того, у нас было скорректировано количество домов, включенных в программу на первый год после анализа. Надо сказать, что нам в рамках тарифа 8,2 рубля не хватает средств. Да, есть особые случаи, где дома должны 120-130 лет платить, чтобы компенсировать затраты. Но мы детально исследовали сметы и проводили корректировки. К тому же требования к профессионализму подрядчиков очень жесткие – организации должны быть достаточно устойчивы, чтобы осилить объем работ. Да, кое-где расторгаются контракты, но это всего 2,5%».
Кроме прочего, Караваев пожаловался, что Фонду не хватает сотрудников на то, чтобы успевать следить за всем – всего 110 человек в штате. Завершил свой спич он на мажорной ноте, отметив, что программа выполняется, собираемость взносов хорошая – 77% по региону, второй результат по УрФО.
Правда, похвалы за свой отчет «справедливоросс» не дождался. «Николай Борисович, вы не хотите вашего Караваева к госнаграде представить? У него такой отчет, – съязвил Валерий Гальченко, обращаясь к министру ЖКХ и энергетики Свердловской области Смирнову. И добавил уже Караваеву. – Смущает только когнитивный диссонанс, который у нас возник после поездки. Вас совсем не волнует, что там балки людям на головы рушатся? Вы можете объяснить, как вообще можно без проектов работать? По какой причине у вас нет претендентов, которые заявляются на проведение ремонтов?».
Караваев, в свою очередь, попытался отделаться своим фирменным «требования строгие и авансы подрядчикам не платим», однако возмущенные ОНФовцы высказали еще не все претензии. «Я вам не верю, – заявила Светлана Калинина. – Откуда у вас такая наполняемость взялась? Это уже за вычетом тех долгов, которые должны владельцы муниципальной и федеральной собственности?».
Оказалось, что 77%, о которых говорил Караваев, – это только собираемость с граждан. Совокупная собираемость взносов на капремонты существенно ниже. «Оставьте себе свои смешные цифры. У нас народ ведь не бездарный и не безграмотный. Я опытный специалист, но я ваш сайт с трудом читала. Я четыре дня искала информацию по тем домам, на которые я еду, – обрушилась с критикой на Караваева Светлана Калинина. – Меня не убедили ваши факты и о численности штата. Вы говорите, что у вас 110 человек штат и 1250 домов. Это выходит по 12 домов на человека. И вы говорите, что вы не справляетесь. И вы действительно не справляетесь со своими обязанностями. Зачем вы вообще тогда взяли на себя эту роль?».
Нашел, что сказать Караваеву, и директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. Он потребовал у главы фонда объяснений по поводу информации, которую региональный оператор предоставил на сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ. Оказалось, что часть домов, согласно этим сведениям, уже отремонтирована, но не до конца – определенный объем работ будет перенесен на 2017 год. «Я помню, что у вас мало работников и что вы пользуетесь студентками по ночам, но почему те дома, по которым проводится ремонт и которые были в программе на 2015 год, перенесены на 2017-й? Что делать подрядчикам, которые не получат деньги? После этого они просто делать ничего не будут! А что делать жителям этих домов? Что за превращения в официальной отчетности», – спросил у Караваева представитель ОНФ.
«Ситуация с переносом на 2017 год – это, наверное, ошибка. Все перенесли на 2016 год, я от вас впервые слышу другую цифру», – оправдался Караваев.
«То есть вы хотите сказать, что на официальный сайт реформы ЖКХ вы предоставили недостоверную информацию? И почему тогда у вас такие преобразования по всему региону идут? Как так получилось, что вы уже подписали акты, а потом перенесли работы? Мне искренне жаль вашего губернатора, который будет потом за вас краснеть», – припечатал Николаев.
Также в совещании приняли участие и представители Генпрокуратуры по УрФО, у которой оказалось немало вопросов к работе фонда. «У нас уже 500 обращений по теме ЖКХ, и каждое третье – по теме капремонта. Нам приходится брать на себя функции и разъяснять гражданам, что это вообще такое, – сказал представитель ведомства, подчеркнув, что к этому привело крайне плохое наполнение сайта фонда, из которого невозможно почерпнуть никакой полезной для собственника жилья информации. – На эту тему внесено Пономаревым представление, ждем реакции».
Выступили на совещании и представители муниципалитетов. После вполне заслуженной «порки», которую устроили ОНФовцы Караваеву, слово взял глава Нижнего Тагила Сергей Носов, который в привычной манере поставил вопрос ребром. «Изначально были предложены два варианта развития событий – либо люди сами собирают деньги на капитальный ремонт, либо они будут отправлены в фонд, где все средства будут в целости и сохранности. Да даже по федеральным телеканалам нам рассказывают, как будет прекрасно жить в домах после капремонта. Но нам на местах до сих пор непонятно, зачем нужен этот фонд. На него каждый год выделяется 100 млн рублей из бюджета региона, чтобы выполнялась та работа, которая раньше была бесплатной. А что в итоге? Получилось только хуже. Более того, своими действиями фонд дискредитирует власть. И о какой собираемости мы дальше будем говорить, если люди видят, что происходят с домами, которые попали в программу? Да люди будут выходить в судебном порядке из этой программы, – сказал Сергей Носов. – Как можно говорить о том, что сметы недостаточные, когда пирамида из субподрядчиков доходит до пятого колена? Конечно, никаких денег не хватит. И кто ответит, какую квалификацию имеет последнее звено в этой цепочке? Я сам залезал на крыши, видел, как там делают ремонт кровли, после чего мы сразу требовали расторгать контракты. И не надо, наверно, тут искать, кто виноват. Надо решать, что делать – функцию технического заказчика со всеми финансовыми полномочиями отдать муниципалитетам. Только не так, как у нас в области обычно делается – обязанности оставили, а финансовые полномочия забрали. Мы готовы взять на себя ответственность, но с пропорциональным финансированием».
В итоге участники совещания потребовали от властей Свердловской области разработать и утвердить типовой регламент взаимодействия регионального оператора с собственниками, надзорными органами и муниципалитетами, чтобы обеспечить прозрачность при приемке проведенных работ. Кроме того, у Караваева потребовали озаботиться доступностью информации – разместить на сайте раздел, где собственники могут оставлять жалобы, видеть протоколы собраний собственников, ежеквартальные отчеты о собранных и израсходованных средствах.
Добавим, что после этого совещания карьера Караваева вполне может закончиться. По крайней мере, на это недвусмысленно намекнули «фронтовики». «Администрация области должна разработать критерии оценки качества работы Караваева и дать оценку – причем с учетом предоставленных данных. Думаю, муниципалитеты информации еще добавят, – сказала Светлана Калинина и обратилась к самому главе фонда. – И нужно понимать, что уже есть федеральные требования к главам региональных операторов, что впредь будет учитываться при назначении руководителя. И хотя у вас и действующий до марта контракт, вы натворили столько, что от этого стало плохо жителям».
Текст: Екатерина Норсеева | РИА «Новый Регион» | Фото: РиО
|