Текст и фото: Яна Серова
За 119 лет о нашем городе, округе написаны
не только исторические книги-исследования,
но и стихи, и песни, и картины. Кто словом,
кто кистью старается запечатлеть то
особенное, что отличает наш уголок
земли от других мест Отечества.
В выставочном зале исторического музея
ко Дню города открылась персональная
выставка серовского художника Геннадия
Моргачева, отметившего в эти июльские
дни свой 60-летний юбилей. Экспозиция,
вместившая в себя более ста работ,
написанных автором в разные периоды
его творческого пути, начиная с 80-х
годов и до сегодняшнего времени,
называется «Семейный портрет». Семейный
– потому что в ней участвуют супруга
Геннадия Ивановича – Лариса Ивановна
– и их сын Александр, в этом году
окончивший художественную школу. Чета
Моргачевых – профессиональные художники,
посвятившие всю свою жизнь воспитанию
творческого начала в юных серочанах в
стенах художественной школы.
Работы Геннадия Моргачева хорошо
известны, почерк художника узнаваем,
его не спутаешь с другими. Уже на его
персональной выставке десятилетней
давности было понятно, что в нашем
городе живёт художник, который стал
певцом уральской природы, открывая её
неброскую красоту, наполняя её какими-то
дополнительными смыслами и ассоциациями.
Нынешняя выставка вызвала очень
большой интерес у горожан. Собравшиеся
на открытие экспозиции собратья по
творческому цеху и ценители изобразительного
искусства были очарованы представшим
перед их взорами миром природы, созданным
творцом-художником. Каждый пейзаж –
будь то горные вершины, или половодье,
или уединённый уголок сельского двора,
или прозрачная гладь речной излучины
– насыщен светом и воздухом, каждая
работа словно бы излучает душевное
тепло автора.
Геннадий Иванович родился на Южном
Урале, в городе Орске Оренбургской
области, в степных краях. С детства
любил рисовать. По совету отца –
составителя поездов – поступил в
железнодорожный институт. Но увлечение
живописью не проходило, а только
усиливалось: старался посещать музеи,
выставки, знакомиться с художниками.
Последние в голос советовали ему
поучиться академическому рисунку,
чтобы увлечение переросло в большое и
настоящее дело. Поступил на худграф
Нижнетагильского педагогического
института, где познакомился со студенткой
Ларисой, которая и увезла его в её родной
город Серов.
– Это не случайно, что в Серове много
художников. Для нас тут благодатные
места. Я-то родился и вырос в степных
местах, а тут такие леса, горы, реки! Вот
говорят: серый город, неброская природа.
Неправда это! Просто люди не умеют
видеть. Тут природа не кричит, не
выпячивается, она сдержанна, благородна,
у неё тысячи оттенков, сложные цвета,
она разнообразна и причудлива.
Геннадий Моргачев изображает земные
мотивы, человека и природу в доступной
всем реалистической манере. Но это не
соц-арт, не наша грубая действительность,
а реализм романтический, возвышенный.
Словно из прозрачно-дрожащей дымки,
какого-то марева – из ничего! – являются
нашему взору реки и горы, купола церквей
и деревенские избы, и разнообразный,
загадочный лес. А посмотришь на названия
картин («Полдень на Серебрянке», «Летний
вечер на Красноярке», «Осень в Ключевом»,
«Весеннее утро на берегу Сосьвы», «У
Вагранского пруда» и другие) – и
удивляешься: неужели это наша земля?!
В том и заключается избранность таких
русских художников, к которым принадлежит
и Геннадий Моргачев, что они расцветили
«равнодушную» природу целой гаммой
отчётливо заявленных, убедительно
выраженных эмоциональных состояний,
в которых природа и человеческие чувства
взаимосвязаны, слиты в одно великое
чувство Родины.