На открытие 74-го театрального сезона серовский театр драмы приготовил особый подарок зрителю – спектакль «Липынька». В его основе – повесть Антона Павловича Чехова «В овраге» – одна из лучших в творчестве зрелого Чехова. В ней тончайшему прозаику и драматургу удалось создать картину, способную соперничать с величайшими шедеврами мирового искусства. Из нехитрой байки о дьячке вырастает мрачное сплетение самых ужасных преступлений. А за ними пробивается свет авторского переживания, и вы слышите тонкую мелодию чеховского повествования, словно врачующую вашу утомленную душу...
В центре спектакля – семья Григория Цыбукина, за парадным фасадом которой скрыты обман, лицемерие, стяжательство, разрушающие семейство изнутри. Но, несмотря на то, что в повести происходят страшные события, она не производит тяжелого впечатления. Более того, она вызывает подъем духа. Не потому, что автор смягчает жестокую действительность, – этого он не делает, но дает почувствовать свечение высокого смысла «под грубою корою вещества».
Несмотря на мрачность рассказываемой семейной истории, отразившей нравы дореформенной русской деревни, писатель не оставляет нас «в овраге», он дает свет, идущий от высоких нравственных вопросов и милосердной, всепрощающей любви...
Спектакль пройдет в рамках объявленного в России Года литературы и 155-летия со дня рождения А. П. Чехова. Для нашего театра, с 1946 года носящего имя российского классика, эта юбилейная дата имеет особое значение. К тому же, надо честно признать, Чехова на серовской сцене ставят не так часто, как хотелось бы. За всю историю театра хватит пальцев одной руки, чтобы назвать чеховские постановки. Причем, удачных и того менее. Вот почему новая попытка освоить чеховский текст вызывает самое пристальное внимание.
Особенностью нынешнего обращения к чеховскому тексту является тот факт, что на язык сцены повесть переложила молодой, но уже хорошо известный в театральном мире уральский драматург Ярослава Пулинович, разбавившая повесть еще и рассказом «Бабы». Режиссер спектакля Петр Незлученко ставит именно эту сценическую версию, которая, на мой взгляд, все-таки упрощена в сравнении с первоисточником. Остается надеяться, что «препарирование» гениальной прозы не повлечет за собой обеднение замысла писателя. И что осуществляемый режиссером перевод прозаического материала на язык театра, судя по репетициям, несет самобытность, расширяющую границы театральности и сулящую сценическое обновление. И самое главное, чтобы личные переживания героев стали созвучны нашим переживаниям (что всегда отличает классику)...
Над спектаклем работала творческая команда из Санкт-Петербурга. Необычную мобильную сценографию и диковинные костюмы придумали художники-дизайнеры Мария Небесная, Евгения Исаева и Кира Петрова, которые впервые работали на серовской сцене. А вот хореограф Ксения Петренко уже знакома с труппой по работе над пластическим решением спектаклей «Театр. Шум за сценой» и «Фронтовичка».
В «Липыньке» занята почти вся труппа театра, но следует отметить, что впервые на серовскую сцену выйдет целая обойма новых артистов. Григория Цыбукина сыграет 55-летний артист Александр Порошин, прибывший к нам из Ачинского театра драмы. Аксинью представит молодая тагильская актриса Анастасия Козьменко. 38-летний Алексей Шрамко, приехавший к нам из театра оперетты Железногорска Красноярского края, примерит на себя роль старшего сына Григория Цыбукина – Анисима. Семейная пара артистов из Уфы Алексей Дербунович и Наталья Котельникова сыграют соответственно Хрымина и Прасковью, мать Липы. Роль Липыньки режиссер предложил сыграть 17-летней серовчанке Алене Смагиной, два года назад посещавшей театральную студию при серовской драме. Сейчас она первокурсница Гуманитарного института.
В спектакле много музыки, будет и живое звучание необычных старинных инструментов, живое пение. Музыкальное оформление спектакля – заслуга Лилии Лапшиной.
Постановка столь масштабного проекта стала возможной благодаря выигранному театром гранту министерства культуры Свердловской области.
Текст и фото: Раида Стрункина
|