Текст и фото: Яна Серова
В прошлую субботу, 13 сентября, около сотни серовчан устроили себе добровольный экзамен по русскому языку. В их числе – и наш корреспондент...
Сентябрь – месяц, конечно, ученический. Наверное, не случайно именно в это время особой школьной атмосферы и возникла в Серове идея «диктанта для взрослых». Организаторами общегородской образовательной акции стали наши коллеги – журналисты газеты «Сталь», которые в 2007 году подхватили идею общероссийского «Тотального диктанта», придуманного филологами Новосибирского университета весной 2004 года и проходящего с тех пор каждый год в апреле.
О сути проведения диктанта всё понятно, поэтому сегодня хотелось бы осветить его, так сказать, «взглядом изнутри».
Итак, место проведения – школа № 20, время – 12 часов дня. Не скрою, собиралась в каком-то странном ощущении нахлынувших необычных волнений – тех, которые свойственны были в пору школьной, а точнее, студенческой жизни. Волнения по поводу экзаменов – это ни с чем не сравнимые эмоции! Вспомнилось, как на первом курсе педагог-филолог, видя наши в большинстве своём неважные познания в русском языке, предложила дома – до зимней сессии – заполнить общую тетрадь (обязательно в 98 листов!) диктантами с обязательной работой над ошибками. И это оказалось настолько действенным, что такая работа над собой мне потом ох как пригодилась!
Но время идёт, уже давно не пишем ручкой, расслабились из-за появившейся «заразы» – компьютера, который заботливо укажет на твою ошибку. И зачем нам думать, загромождать голову, лучше освободим её (только вот для чего?!)...
Примерно с такими мыслями я отправилась в школу. Непривычно жарко светило солнце, его лучи так ярко раскрасили всё вокруг – деревья, дома, лица людей, – что все сомнения и тревоги вмиг улетучились, хотелось замедлить шаг, чтобы насладиться такой красотой. Но смотрю на часы: надо прибавить шаг, как бы не опоздать!
Догоняю завуча музыкальной школы Ирину Борисовну Терентьеву, которая быстро и как-то уж очень целеустремлённо шагает по улице Ленина. Так и есть – нам по пути! Оказалось, что участвует она в написании диктанта не впервые, «грех не воспользоваться такой возможностью, чтобы проверить свою грамотность! Мы же работаем с детьми, а потому должны знать, если не всё, то многое».
Заходим в уютный школьный двор, на крыльце нас встречают старшеклассники, приветливо здороваются, приглашая в школу. В вестибюле – новый «кортеж», снова приветствия, одна из школьниц предлагает нам подняться с ней на четвёртый этаж в нужные нам кабинеты. По дороге к нам присоединяются ещё несколько человек, самая старшая из нас, запыхавшись, на третьем этаже предлагает сделать остановку. А дойдя до цели, предлагает устроителям диктанта прибавить ей один балл – за преодоление высоты («Всё-таки мне уже за семьдесят!»). Вот это настоящее стремление к самосовершенствованию!
Итак, один кабинет уже занят (а это тридцать человек), так что остальные желающие (а нас «от мала до велика» – не меньше) выбирают места за партами в соседнем. Вопрос о том, что же привело сюда серовчан, не давал мне покоя, и пока основное действо не началось, я решила узнать об этом «из первых рук».
Трое девушек признались, что пришли проверить себя, поскольку им оканчивать в этом году школу, а знания лишними не бывают. Супружеская пара лет 35-40 ответила, что они просто решили провести этот день с пользой, а диктант оказался отличным способом сделать это. Молодая женщина призналась, что русский язык был в школе любимым предметом, и её участие в таком вот экзамене – своего рода «дань бесконечно уважаемому до сих пор учителю»...
В назначенный час организаторы диктанта – редактор газеты «Сталь» Михаил Орловский, директор школы Наталья Гулькина и преподаватели русского языка и литературы Наталья Пантелеева и Елена Коновалова – поблагодарили всех собравшихся за желание поучаствовать в празднике грамотности, который проходит в нашем городе в восьмой раз. В этом году местом проведения диктанта стала школа № 20 ещё и потому, что у неё впереди шестидесятилетний юбилей...
Между тем, напряжение в классе нарастает, и когда (наверняка, у многих, как и у меня) вдруг сработало спасительное «Ещё не поздно, может, уйти?», наконец-то приступили собственно к тому, ради чего мы все собрались.
Текст диктанта был посвящён русской культуре (что логично – в России идёт год культуры) и написан заслуженным деятелем науки РФ, доктором философских, экономических и прочих наук, профессором Александром Субеттой. Кстати, благодаря диктанту узнала для себя новое имя! Как потом рассказала Наталья Борисовна, поиски текста для диктанта происходили непросто: сначала думали взять отрывки из произведений Бунина, Толстого, даже Белинского. Но одним казалось, что диктант будет слишком сложным, другим – слишком устаревшим для нашего времени. А этот текст устроил всех.
Елена Николаевна диктовала его так, что интонацией старалась натолкнуть на правильное решение относительно орфографии и пунктуации, впрочем, не давая при этом никаких конкретных подсказок. Сам текст был, прямо скажем, нетривиальным. Кроме имён людей культуры и их произведений, он был построен так, что в отдельных случаях многие названия выступали в нарицательном смысле, и это было очень важно почувствовать. Ну, в общем, чего скрывать, я не почувствовала и писала, как есть: если «гоголевский тарас бульба» или «горьковская васса железнова» (так, оказывается, было нужно), я писала названия в кавычках и с заглавных букв (как полагается). Вот не была я настроена на такой подвох Субетты! Бунин так со мной не поступил бы...
Но – удивительное дело! – на праздничное настроение мой «провал» никак не повлиял. Так же, впрочем, как и на других, кто тоже не заметил этой тонкости в тексте.
Выходим из школы с очаровательной дамой, пошутившей о дополнительном балле, она тоже впервые приняла участие в диктанте.
– У меня столько впечатлений от сегодняшнего дня! Да Бог с ним, с этим диктантом, зато я в школе побывала, как будто в детство вернулась! И пахнет здесь булочками, как во времена моей школьной юности, и ничего в сущности не изменилось, хотя, конечно, школа и больше, и чище, и ухоженней. А дети-то какие хорошие: приветливые, воспитанные!
Знакомимся. Тамара Михайловна Афанасьева пришла в школу со своей дочерью Ольгой Старк, уже давно живущей вдали от родного дома – в Канаде.
– Я часто приезжаю в Серов и вижу, как хорошеет город моего детства. Хотя глаз, привыкший к чистоте и порядку заграничной жизни, постоянно отмечает недостатки. Ужасают открытые люки, вы знаете, это меня настолько потрясло, что я не могла молчать и написала письмо в метзаводскую газету. Только, к сожалению, мне мои мудрые родители сказали, что моё письмо – это сотрясание воздуха, не более... В городе катастрофически не хватает скамеек. За границей (и не только) появились уже именные скамейки, то есть прикрепляются таблички с именами уважаемых людей. Вот бы и в нашем городе такое устроить! Разве мало у нас достойных людей?! Вот мы сегодня писали диктант о культуре в России, вспомнили имена писателей, художников, музыкантов. Но кроме этого, нужно говорить и о культуре жизни, быта. Говорить и делать. Вы объявили год культуры, а что конкретно делается для этого? Вот прошлись бы ваши руководители – по-хозяйски – по улицам города, они бы увидели, сколько валяется (и это в центре!) засохших деревьев, огромных сучьев с них. Почему их никто не убирает? И тут не вопрос финансов, а вопрос культуры!
Мы ещё долго не могли расстаться, обменялись электронными адресами.
– А диктант – это здорово! – сказала она на прощание. – Вы молодцы, что проводите ещё и свой, городской. И тут важна не оценка, а возможность сказать: «Вау, я сделал это!».
Ещё совсем недавно я проходила мимо такого рода события, как написание тотального диктанта, считая его этакой национальной забавой, флэшмобом. Но в связи с событиями на Украине я подумала: людям запрещают их родной язык, а для них это ценность огромная. И мы не задумываемся о ней до тех пор, пока не начинаем её терять. Мы часто используем жаргонизмы, нецензурные выражения, мы не очень хорошо говорим на своём родном языке. И думаю, люди, которые приходят писать диктант, они не только хотят улучшить грамотность, они хотят увидеть и почувствовать, что нас много, нас тысячи, а это значит, что наш язык – это общая ценность.
Наталья Борисовна Пантелеева через минуту приступит к чтению текста диктанта.
|