• День воздушно-десантных войск (День ВДВ).
• День железнодорожника.
• Прием граждан по личным вопросам проведет депутат фракции политической партии КПРФ А. А. Столбов – с 12 до 15 часов по адресу: г. Серов, ул. Луначарского, 131 (Совет ветеранов).
• Улицы города. Мероприятия, посвященные Дню Воздушно-десантных войск.
В программе:
– 11.00 – сбор ветеранов ВДВ на Преображенской площади;
– 11.30 – праздничное шествие колонны по улицам города;
– 12.00 – торжественный митинг у городского мемориала с возложением цветов к Вечному огню;
– 12.30-15.00 – праздничная концертно-развлекательная программа на Летней эстраде Дворца культуры металлургов.
В связи с проведением шествия ветеранов ВДВ 2 августа с 11.30 до 12 часов будут закрыты для проезда автотранспорта участки улиц по маршруту движения колонны: улица Ленина (от Храма Преображения Господня) – ул. Льва Толстого – ул. Кирова (до городского мемориала). В этот период возможны перебои в графике движения общественного транспорта. ГИБДД рекомендует водителям заранее позаботиться о выборе альтернативных маршрутов движения.
ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ: первый воздушный десант и финал большой стройки ИСТОЧНИК
• 85 лет назад в СССР на учениях Московского военного округа был впервые высажен воздушный десант (1930 г.).
2 августа 1930 года во время опытно-показательных учений Военно-воздушных сил Московского военного округа на окраине города Воронежа впервые в СССР был высажен воздушный боевой десант.
Идеи о возможности перемещения воинских подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Но изначально речь шла только о «посадочных десантах» (т.е. бойцов и технику должны были самолетами вывозить в тыл противника и там выгружать), о применении парашютов для высадки бойцов тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов и мало привлекал внимания военных специалистов.
Все изменилось в 1928 году, когда на совещании руководящего состава ВВС был поставлен вопрос о применении парашютов в военной авиации. Главная роль в организации первого парашютного десанта по праву принадлежит военному летчику Л. Г. Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР. В 1929 году он был командирован в США, где познакомился с состоянием парашютного дела, изучил методики подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом. Вернувшись с дипломом парашютиста и имея опыт трех прыжков, он стал и первым инструктором.
Началась большая работа по внедрению парашютов в авиацию. В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже. Командование ВВС поставило Минову задачу провести демонстрационные прыжки с парашютом. Это задание и положило практическое начало воздушно-десантному делу в нашей стране. 26 июля 1930 года на аэродроме под Воронежем были совершены первые показательно-ознакомительные прыжки с самолета. Прыгнули всего несколько человек – летчики под руководством Минова. С тех пор эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта. Об успешных сборах доложили руководству и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить 10-15 человек для группового прыжка, чтобы продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов «для осуществления диверсионных действий на вражеской территории».
Из числа наиболее опытных курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, были отобраны десять добровольцев. Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Кроме высадки бойцов, в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов.
Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Добровольцы были разбиты на два отряда, первый возглавил Л. Г. Минов, второй – его друг, военный летчик Я. Д. Мошковский (такая разбивка диктовалась грузоподъемностью самолета). 2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся первый самолет. В качестве места высадки было выбрано поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров, вторая – с 300 м. Стоит отметить, что это был весьма смелый эксперимент, если учесть, что прыгали начинающие парашютисты. Все 12 человек приземлились благополучно. Так был сброшен первый в СССР парашютный десант.
Первым подразделением ВДВ стал сформированный в 1931 году в Ленинградском военном округе авиамотодесантный отряд. В 1997 году на месте высадки первого десанта был установлен памятный знак – гранитный камень и мемориальная доска, а сама дата, 2 августа 1930 года, явилась днем рождения советских воздушно-десантных войск. Впоследствии этот день стал отмечаться в СССР, а теперь в России, как День ВДВ.
• 82 года назад завершено строительство Беломорско-Балтийского канала (1933 г.).
В 1931 году по инициативе Иосифа Сталина началось строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро. На этом грандиозном строительстве работали около 280 тысяч заключенных. Основными орудиями труда были тачка, кувалда, топор. Наиболее современным механизмом был деревянный журавль для перемещения камней-валунов. Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. Путем жесточайшей эксплуатации заключенных руководству стройки удалось достичь рекордных темпов прокладки канала. В то время, как Панамский канал (длина 80 км) строился 28 лет, Суэцкий канал (длина 160 км) – 10 лет, Беломорканал длиной 227 километров был пробит в скальных породах за год и девять месяцев.
2 августа 1933 года строительство канала было завершено, а его официальное открытие состоялось через 3 дня – 5 августа. До 1961 года он назывался Беломорско-Балтийским каналом имени Сталина.
Создание мощного транспортного пути с расположением на нем комплекса сложных гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, водоспусков, дамб и искусственных каналов) обеспечило установление непосредственной водной связи между Балтийским морем и советским Севером и дало возможность немедленно приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.
В годы Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект был значительно поврежден, также пострадали инфраструктура канала и населенные пункты на его протяжении. Все поврежденные объекты были восстановлены сразу после окончания войны, и вновь канал заработал в июле 1946 года. В последующие годы проводилось еще несколько его реконструкций.
Особо значение Беломорканала возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского водного пути, что весьма повысило пропускную способность канала и фактический объём грузоперевозок. В 1970-х годах канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Сегодня значение данного водного пути нисколько не уменьшилось. Судоходство по каналу осуществляется не только для перевозки грузов, Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом туристических судов.
|