Текст и фото: Яна Серова
Cеровский театр драмы им. А. П. Чехова в последнее время часто провоцирует зрителей на совершенно разные эмоции. У одних различные новаторства режиссёров Юлии Батуриной и Петра Незлученко ничего, кроме раздражения, не вызывают, другие считают это именно тем, что не даёт закостенеть и умереть театру как таковому. Очередная премьера 72-го театрального сезона, безусловно, тоже вызвала неоднозначные оценки. Для кого-то вопросы начались уже с выбора пьесы, а точнее – драматурга.
За последние лет пять ирландский драматург Мартин Макдонах стал поистине культовой фигурой, его пьесы ставят чуть ли не в каждом театре России. Так что появление его имени в репертуаре чеховцев более чем уместно. Он известен как автор мистических, парадоксальных и в то же самое время реалистических и понятных каждому историй о жителях ирландских островов, привлекательных уже тем, что о них до появления Макдонаха на драматургическом небосклоне никому ничего доподлинно не было известно.
«Калека с острова Инешмаан» – первая из трилогии об Аранских островах – была написана им в 1996 году. В её основе лежит сюжет из реальной истории. В начале тридцатых годов XX века на западном побережье Ирландии известный режиссёр Роберт Флаэрти начал съёмки документального фильма об ирландских рыбаках, который в 1934 году вышел в прокат под названием «Человек из Арана». Этот фильм рассказывал о трудной жизни островитян, смысл которой – борьба за существование, и был гимном человеку, который, несмотря на лишения и каждодневный тяжелейший труд, оказывается носителем истинных знаний и добродетелей.
Действие пьесы разворачивается на одном из островов, соседних тому, где снимается фильм. Героев своей пьесы драматург лишил однозначно-превосходных характеристик. Его персонажи – на первый взгляд, злые, некрасивые сквернословы. Но с каждым новым поворотом сюжета драматург приближает героев к зрителю и на безопасном расстоянии открывает их чистые души, сокрытые за уродливыми масками ехидства и жестокости, доверяя именно этим «странным» персонажам высокие истины и глубокую философию бытия…
И пусть любители «классического» театра, возможно, и сказали уже своё «фи» в отношении некоей фривольности языка пьесы, но, должна признаться, язык этот отвечает атмосфере спектакля и способствует понимаю сути происходящего.
Заслуженные артистки РФ Марианна Незлученко и Светлана Королёва, артист Геннадий Масленников. Сцена из спектакля «Калека с острова Инешмаан».
Конечно, можно удивляться фантазии драматурга, создавшей именно таких вот героев пьесы – эгоистичных, развязных, грубых. Но щемящая нотка, появляющаяся с самых первых звуков (кстати, в спектакле великолепен звуковой ряд: живая музыка, вокал, шум океана, крики птиц и т.д.) и первых слов рассказчиков – ведущих, заставляет пристальней вглядеться в этих людей, скрытая доброта которых где-то клочками, где-то крупицами, всё явственнее проступает наружу.
Постановщик спектакля Пётр Незлученко:
– На основе этой парадоксальной пьесы, которая даёт возможность разных трактовок, мы делаем спектакль, воспевающий человеческую природу. Там порой не понять, где нежность, а где жёсткость, где сострадание, а где презрение, где наивность, а где цинизм… Соль этой пьесы для меня в том, что люди в любых условиях должны оставаться людьми. Невзирая на то, что они живут на задворках мира. В пьесе Макдонаха эта фраза – как лейтмотив: заслышав, что где-то по соседству видели «чёрного», или немца, или француза, герои радостно восклицают: «Значит, Ирландия не такая уж дыра, если к нам приезжают немцы, цветные, французы…».
В роли Калеки Билли – Андрей Каркунов, в роли Хелен – Елена Федорова. Сцена из спектакля «Калека с острова Инешмаан».
И кажущаяся легковесность жанра («сказка для взрослых») нас не обманывает: мы всё больше и больше проникаемся этой атмосферой, этим миром, этими людьми. И как нам понятно желание островитян вырваться и узнать другую, неведомую, но такую красивую и сказочную жизнь! И страх перед неведомым… Вам это никого не напоминает?..
Спектакль этот – вольное или невольное признание в любви людям глубинки, которым остаётся напиваться, или пересказывать слухи, или ждать весточки от уехавших детей, или сбиваться в банды, или страстно мечтать приобщиться к огромному, незнакомому, волнующему миру – хотя бы через «Ментос» и «Чупа-Чупс». Главное, надо держаться друг за друга: дружить, ссориться, любить. Одним словом – ЖИТЬ…
В спектакле заняты заслуженные артистки РФ Светлана Королёва, Марианна Незлученко, Татьяна Хорук. Артисты: Геннадий Масленников, Елена Фёдорова, Иван Долгих, Сергей Трекин, Евгений Вяткин, Евгений Балтин, Степан Белканов, Алексей Наволоков, Ольга Хорук, Ольга Рахимова. В роли калеки Билли – непрофессиональный артист Андрей Каркунов.
В театр приехали два режиссёра – Виктор Узун из Перми и Андреас Мерц из Германии
И сразу же приступили к репетициям спектаклей, которые будут выпущены в конце нынешнего 72-го театрального сезона.
Сначала пройдёт премьера Виктора Узуна, который приглашён руководством театра на постановку бенефисного спектакля «Священные чудовища» по пьесе Жана Кокто, в главной роли – Светлана Виниченко. На предложение чеховцев поставить спектакль откликнулся охотно, потому что Виктор Дмитриевич не чужой человек для серовской драмы. Он возглавлял наш театр в должности главного режиссёра с 1989 по 2000 год. И кстати, первый же свой сезон на серовской сцене он открыл спектаклем Жана Кокто «Ужасные родители», где главную роль блестяще сыграла заслуженная артистка Светлана Королёва. И вот снова Кокто. И новая (и такая долгожданная – через 25 лет!) встреча с серовским зрителем!
Молодой немецкий режиссёр Андреас Мерц познакомился с серовской труппой на летней Лаборатории по европейской драматургии, проводимой чеховцами в конце прошлого сезона. Его эскиз спектакля «Золотой дракон» по пьесе немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннинга стал победителем зрительского голосования. А потому ему было предложено поставить уже сам спектакль на серовской сцене, на что он тоже весьма охотно согласился. Ему очень понравились наши артисты (скажу по секрету, что заслуженную артистку РФ Марианну Незлученко он называет не иначе как «моя самая любимая артистка»)... «Золотой дракон» закроет нынешний сезон, но на этом наше знакомство с этим интересным режиссёром не закончится. Уже известно, что он будет у нас ставить спектакль «Трамвай желание» американского драматурга Теннесси Уильямса, который и откроет уже следующий – 73-й – театральный сезон.
Первая встреча Виктора Узуна с актёрами будущего спектакля «Священные чудовища».
Андреас Мерц на первой читке «Золотого дракона».
|