Текст и фото: Яна Серова
Когда главный режиссёр театра Пётр Незлученко решил на открытие 73-го театрального сезона (и первого для него – в качестве творческого лидера) поменять запланированную ранее пьесу «Сумасшедшая» израильтянки Яэль Ронен на пьесу англичанина Майкла Фрейна «Театр. Шум за сценой», подумалось: это же невозможно – за месяц поставить весьма объёмную (в трёх действиях) и очень непростую пьесу с двойным, а то и тройным дном, с английским юмором, помноженным на специфические театральные «приколы»!
Сказать, что в последние дни перед премьерой лёгкое безумие охватило все цеха театра, которые в сжатые сроки пытались приблизиться к поставленным режиссёром и главным художником задачам, значит, ничего не сказать! Всё происходило, примерно как в спектакле: хаотично, в бешеном темпе, с «вздрючиванием» друг друга. Жару прибавила ещё и театральный хореограф, выписанный из Санкт-Петербурга. Оксана Петренко меньше, чем за неделю, сумела придумать пластический рисунок спектакля и каждой роли, завести в актёрах мотор азарта и невероятного сценического ритма. Но всё равно вся мера ответственности лежала на режиссёре и актёрах. Нервы у всех были на пределе...
И вот, наконец, генеральная сдача... А потом – только один вопрос: «Как вы ЭТО ВСЁ сделали?!». Заслуженная артистка РФ Марианна Незлученко, играющая Дотти Отли, ответила:
– Мы сами удивляемся и задаём себе этот же вопрос: «КАК?!!».
Наверное, в этом и заключается тайна творчества, тайна искусства, тайна театра. Как у Ахматовой? «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда»…
Для зрителя нынешняя премьера таит много необычного, удивительного и интересного. Думаю, многим интересно наблюдать за игрой актёров в театре, но ещё интереснее узнавать то, чем живут лицедеи вне работы, как у них складываются отношения с коллегами, какие интриги плетутся в кулуарах храма искусства.
81-летний мэтр английской драматургии Майкл Фрейн был с детства влюблён в театр, с молодости – в Чехова. Однажды он зацепился за саркастическое высказывание Чехова о том, что «если бы на сцене вместо пьес показывали театральные недоразумения, публика бы валом валила в театр», и сочинил пьесу о театре, на которую действительно повалила публика.
Условно постановку можно разделить на три части: первая разворачивает на сцене «монтировочную репетицию» одной актёрской труппы, вторая – то, что происходит за сценой в момент спектакля через некоторое время после премьеры, третья – уже сам спектакль, сыгранный на подмостках провинциального театра. Сам сюжет постановки посвящён взаимоотношениям между актёрами, их шуткам и ссорам, норовящим перерасти в фееричную буффонаду.
Итак, первый акт. Труппа за несколько часов до премьеры репетирует бездарную пьеску, призванную, в первую очередь, прорекламировать спонсора – производителя консервированных сардин («Когда вокруг зной и туман, нет ничего прекраснее баночки отменных сардин!»). Режиссёр Ллойд Даллас (Пётр Незлученко) пытается создать спектакль и одновременно крутит романы с актрисами и своей помощницей. Актёры не лучше: одни смеются друг над другом, другие ссорятся, третий льстит режиссёру, четвёртый втайне ото всех подкрепляется спиртным. Словом, творческая атмосфера. Неужели та самая, в которой создаются великие шедевры театрального искусства?!
Во втором акте мы видим настоящий бедлам, иначе – театральное закулисье. Артисты бегают от одного входа декоративной стены к другому (сценография Алексея Унесихина позволяет находиться зрителю сразу «по обе стороны кулис»), подшучивают над коллегами (по-доброму и не очень), актрисы ведут борьбу за сердце режиссёра, строят козни, прячут друг у друга реквизит, а ведь помимо этого им нужно помнить свои роль и время выхода, вовремя подавать реплики, соотносясь с другими персонажами... Всё это происходит в непрерывном потоке – так, что зритель едва успевает посмеяться над одним казусом, как тут же на его глазах происходит следующий.
В третьем акте сцена вновь поворачивается «лицом» к зрителю, являя его взору разыгрываемый ими спектакль, доведённый до абсолютного абсурда: актёры, занятые своими внутренними «разборками», забывают текст, путают время выхода, несут полную ахинею, пытаясь выкрутиться из положения. Все это очень смешно (даже для тех, кто предпочитает более тонкий английский юмор), а значит, талантливо! Ведь вызвать искренний смех публики гораздо сложнее, чем заставить её рыдать. А смех, как известно, продлевает жизнь: положительные эмоции спасают от стресса поэффективнее самых сильных и чудодейственных таблеток.
Здесь нет второстепенных героев. Каждый из восьми – ёмкий и яркий образ, выписанный Фрейном с тщательностью и любовью. Каждый герой этого вызывающего смех действа — яркая, оригинальная, убедительная и запоминающаяся личность, в той или иной степени комическая, но не карикатурная. Дотти (великолепная Марианна Незлученко) – прима театра, эксцентричная, вспыльчивая, ревнивая, но быстро прощающая обиды, Гарри (замечательная работа молодого актёра Евгения Вяткина) – импульсивный и ревнивый ухажёр, старающийся повысить себе цену в глазах режиссёра не талантливой игрой, а лестью.
Роль самого неправильного артиста Селздона – вора, который должен эффектно появиться в финале коммерческого спектакля, досталась новому для серовской сцены актёру Дмитрию Самсонову. Пристрастие Селздона к спиртному серьёзно угрожает искусству, но искренняя преданность делу граничит с фанатизмом. Благодаря этому персонажу, в спектакле поднимается очень важная тема: на таких «незначительных», маленьких людях, как Селздон, держится театр. Хотя сами они об этом вряд ли догадываются.
Ещё один дебют на серовской сцене случился у Петра Соломонова, играющего впечатлительного Фредерика Феллоуза, истекающего кровью от грубого слова или при одной только мысли о возможной драке, а потому не расстающийся с носовым платком.
У витающей в облаках красавицы Брук Аштон («Красная шапочка» Ольги Хорук была чудо как хороша!) своя «фишка» – вечно выпадающая линза, без которой она ровным счётом ничего не видит, в результате чего ей приходится всё время падать ниц в поисках этой самой линзы – на радость зрителям мужского пола…
Примирить всех пытается миротворец Белинда Блеяр (талантливой актрисе Ольге Кирилочкиной везёт на это имя – в «Острове сокровищ» она тоже играла Белинду). Тем же заняты «на подхвате» палочка-выручалочка Поппи (обаятельная Елена Фёдорова) и жутко исполнительный Тим (Сергей Каляев, на радость зрителям вернувшийся в театр).
А какая классная «фишка» с тремя молоденькими актрисами (обаятельные и певучие Оля Носкова, Катя Родина и Татьяна Лоренс), которые своими куплетами не только связывали действия спектакля, но и создавали особую праздничную и шутливую атмосферу в зале!
Практически полноправным героем можно назвать несчастные сардины: фразой о них начинается и заканчивается спектакль, рыбки то исчезают, то путаются у всех под ногами, то появляются на занавесе-экране с шуточным рецептом, доводя до исступления обитателей «театра в театре». А зрителей (по многочисленным отзывам) – заряжая на поход в магазин (говорят, что в Серове продажа сардин в эти дни чрезвычайно возросла)…
Театр плюс
Премьерному зрителю был уготован ещё один подарок в виде танцевального перформанса: танцевальный коллектив студии «Вальс» под руководством Елены Елкиной услаждал в антрактах взоры публики красивыми движениями танцующих пар, платьями в пол и бабочками элегантных кавалеров…
Из первых отзывов
«Браво всем актёрам и режиссёру! Это был самый лучший шум за сценой!»
«Артисты играют самозабвенно, выкладывая все свои силы и эмоции. Постановка спектакля – потрясающая. Сколько смотрела комедий, эта на данный момент времени самая смешная. Всем знакомым буду советовать посмотреть».
«Я так отдохнула! Такая разрядка!!! Море эмоций положительных! Полный зал и все хохотали!!! Чеховцы, вы большие молодцы! Петру Незлученко – браво!»
«Увиденное превзошло все ожидания! Сюжет, актёрский состав, костюмы, ажиотаж в зале и даже внезапно выпавший снег на улице – всё это дало мне мощный заряд энергии и бодрости!». Самый главный вывод после спектакля: мир спасёт искусство! До новых встреч, театр!»
Спектакль получился удивительно динамичным!
Марианна Незлученко и Евгений Вяткин.
Елена Фёдорова.
Пётр Незлученко и опять Елена Фёдорова (вид сзади).
Пётр Соломонов (слева) и Дмитрий Самсонов.
Ольга Кирилочкина и Пётр Соломонов.
Оля Носкова, Татьяна Лоренс и Катя Родина – визитная карточка спектакля.
Главный затейник спектакля Пётр Незлученко.
|