• День основания Российского военно-морского флота.
• День инженера-механика в России.
• День памяти жертв политических репрессий.
• Прием граждан по личным вопросам проведет депутат фракции Политической партии ЛДПР О. Э. Лекомцев – с 9 до 11 часов по адресу: г. Серов, ул. Гагарина, 29. По вопросам проведения приемов обращаться по телефонам: 75-667, 75-681.
• Дворец культуры металлургов. Серовский театр драмы им. А. П. Чехова. Камерный зал. Открытие 74-го театрального сезона. Премьера! Спектакль «Липынька» по повести А. П. Чехова «В овраге». Начало в 18 часов.
• Дворец культуры металлургов. Дискозал. Танцевально-развлекательная программа «Хеллоуин». Начало в 18 часов.
• Центр досуга «Родина». Торжественное собрание, посвященное Дню памяти жертв политических репрессий. Концертная программа «Забвению не подлежит». Начало в 13 часов.
• Дом культуры «Надеждинский». Фестиваль талантов работающей молодежи «Мы все сможем». Начало в 17 часов.
• Клуб п. Новая Кола. Акция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий. Начало в 14 часов.
• Библиотека п. Лесозавод. Библиотечный урок «Город новых друзей». Начало в 10 часов.
ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ: морские суда, шариковая ручка, оборона Севастополя и автоматическая стыковка ИСТОЧНИК
• 319 лет назад по представлению Петра I Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть...» (1696 г.).
Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.
Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота – Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Они и составили Азовский флот. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 29 июля 1696 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов).
30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», и это стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания.
С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву. В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные типы и классы кораблей с учетом поставленных им целей – не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота.
Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 7 августа 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н. Эреншельда. А с разгромом шведского флота у Гренгама в 1720 году российский флот стал самым мощным на Балтике. Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав.
На Балтике флот постоянно существовал с мая 1703 года, с ноября 1722 года действовала Каспийская флотилия, флот на Черном море – с мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись.
Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.
• 127 лет назад получен первый патент на шариковую ручку (1888 г.).
Изобретение принципа работы шариковой ручки официально датируется концом XIX века – 30 октября 1888 года патент получил Джон Лауд (John Loud), а следующий – в 1916 году Ван Вечтен Райзберг (Van Vechten Reisberg).
В конце 1930-х годов похожую на современную шариковую ручку запатентовал венгерский журналист Джозеф Ласло Биро. Вообще, он был не только журналистом, но и изобретателем. А шариковую ручку он сконструировал именно из-за того, что приходилось много писать обычным пером, которое требовало чернильницы и оставляло кляксы. Изобретение казалось многообещающим в денежном плане.
Почти сразу патент на производство шариковых ручек выкупили ВВС Великобритании для своих пилотов. Им было крайне неудобно возиться с перьевыми ручками в воздухе.
Перебравшись в Аргентину, Биро перерегистрировал свой патент и с большой выгодой продал его за $1 млн компании Eversharp. Аргентинская компания наладила первое в мире массовое производство шариковых ручек для всех. Торговля внутри страны шла прекрасно: дешевизна и практичность нового прибора пленили множество покупателей.
Американский коммивояжер Милтон Рейнолдс, путешествуя по Аргентине, случайно купил несколько шариковых ручек на улице. Деловая хватка подсказала Рейнолдсу, какую огромную прибыль можно извлечь из этой простой вещицы, если продавать ее массово. Он навел справки и узнал, что изобретение венгерского журналиста запатентовано всего в двух странах, а крупнейший и богатейший рынок – США – не закрыт для него никакими патентами. Рейнолдс поспешил зарезервировать этот рынок за собой. В 1943 году он сам запатентовал шариковую ручку в США и наладил ее массовое производство.
Как Рейнолдс и предполагал, успех шариковой ручки был огромным. Только за один день в магазине Джимбела в Нью-Йорке было продано 10 тыс. штук. Забавно, что первые покупатели привлекались лозунгом о том, что новая ручка может писать под водой.
Эта простая вещица сделала Милтона Рейнолдса миллионером. Автор изобретения Биро попытался отстоять свое право на патент в американском суде, но проиграл. А изобретение еще не исчерпало к тому времени весь свой потенциал «создателя миллионеров»: в 1958 году француз Марсель Бик доработал ее и получил сверхдешевую в производстве модель под названием BIC, которая положила начало созданию «BIC Corporation», сегодня контролирующей одну треть рынка продаж шариковых ручек в США.
• 74 года назад началась героическая оборона Севастополя (1941-1942) (1941 г.).
До Великой Отечественной войны Севастополь был подготовлен только для обороны с моря и воздуха. Севастопольский гарнизон насчитывал около 23 тысяч человек и имел около 150 полевых и береговых орудий, 82 самолета. Оборона с моря осуществлялась береговой артиллерией и кораблями Черноморского флота.
Система сухопутной обороны города стала создаваться с июля 1941 года. Она состояла из трех рубежей: передового, главного и тылового, оборудование которых к моменту выхода противника на ближние подступы к городу не было закончено. Всего было сооружено 82 артиллерийских дота с морскими орудиями и 220 пулеметных дотов и дзотов, 33 километра противотанкового рва, 56 километров проволочных заграждений, установлено 9600 мин.
Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в октябре 1941 года в Крым, 30 октября и в ближайшие последующие дни предприняли попытку с ходу овладеть городом. Эти попытки были отражены севастопольским гарнизоном при поддержке корабельной артиллерии и авиации. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил врага. Большую помощь в обороне оказывало население города.
После провала попытки сразу овладеть Севастополем немецкое командование предприняло еще три крупных наступления на город – в ноябре и декабре 1941 года, а также в мае-июне 1942 года. Особенно мощной была третья атака. Противник имел двукратное превосходство в живой силе, более чем трехкратное в артиллерии, десятикратное в танках и самолетах.
Оборона Севастополя продолжалась 250 дней. Она имела важное военно-политическое и стратегическое значение, сковав крупные силы противника на южном крыле советско-германского фронта и не позволив ему развернуть наступление на Кавказ. В ходе обороны было достигнуто четкое взаимодействие между армией, флотом и авиацией в результате создания единого командования и правильной организации управления. В борьбе за город противник потерял около 300 тысяч человек убитыми и ранеными.
Севастопольская оборона вошла в историю как пример массового героизма и самопожертвования защитников города. Более 30 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено свыше 30 тысяч человек. В 1945 году Севастополь был назван городом-героем.
• 48 лет назад впервые в космосе произведена автоматическая стыковка кораблей (1967 г.).
Развитию космонавтики в Советском Союзе уделялось огромное внимание. После выполнения эксперимента, связанного с выходом человека в космическое пространство 18 марта 1965 года, на повестку дня была поставлена проблема встречи и соединения в космосе космических кораблей, т.е. стыковки. Эта задача была блестяще выполнена советскими учеными еще на автоматических спутниках: ими стали «Космос-186» и «Космос-188».
30 октября 1967 года два искусственных спутника Земли «Космос-186» и «Космос-188», впервые за всю историю исследования Вселенной, с помощью специальных двигательных установок и целого комплекса радиотехнической аппаратуры и счетно-решающих устройств сблизились друг с другом, произвели автоматическую стыковку и после этого начали свободный полет в космическом пространстве на высоте 276 километров. В состыкованном состоянии спутники «Космос-186» и «Космос-188» продолжали полет в течение 3 часов 30 минут. По команде с Земли была проведена автоматическая расстыковка искусственных спутников. Через некоторое время они возвратились на Землю.
Новые достижения в космосе стали возможны благодаря труду советских ученых и инженеров, умелой и тонкой работе наших производственников. Первый выход человека в космос и осуществление на орбите автоматической стыковки космических аппаратов дали новый толчок к решению некоторых вопросов перспективного развития космической биологии, медицины и использования летательных аппаратов многоцелевого назначения.
|