Текст и фото: Яна Серова
Режиссёр спектакля – руководитель народного театра, заслуженная артистка РФ Светлана Королева – после успеха «Барышни-крестьянки» вновь обратилась к Пушкину. К тому же повод значительный – в этом году Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет.
В этот вечер, когда город утопал в снегу, ограничив нас в передвижении, зал был полон. И зрители, вырвавшиеся из снежного плена, были вознаграждены: со сцены на них обрушился яркий мир разноцветных красок, экспрессивной музыки, жарких страстей...
«Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой в шатре изодранном ночуют...». На сцене – настоящий цыганский табор, располагающийся ко сну: ночь, горит костёр, звучит протяжная любовная песня, кружится хоровод разноцветных юбок... Постепенно оживляясь, артисты, изображающие цыган, увлекаются строем поэтического текста и начинают старательно изображать известный романтический сюжет. Сразу же из табора выделяются главные персонажи этого поэтического произведения с незамысловатой историей о любви и убийстве, страсти и воле.
Сцена хоть и скромно оформлена, но живописно: с ярким ситцевым пологом-шатром, уходящим в небесный свод, – колесо как образ вечной дороги и неотвратимости судьбы.
Есть тут и Пушкин. Он чуть сбоку – за автора, с пером в руке, следящий за происходящим на сцене – плодом своей фантазии… К сожалению, чтение стихов от «Пушкина» не выходит за рамки культурной иллюстративности. Тут одной старательности мало, Михаилу Князеву, воплотившему образ великого русского поэта, хочется пожелать большего проникновения в поэтическое слово.
Прочитать «Цыган» глазами – минут пятнадцать. Спектакль длится почти час. И, несмотря на то, что гениальный пушкинский текст забеган и затанцован, и за Пушкина ухо почти не цепляется, залу передаётся та энергия, которая заложена в природе пушкинского стихотворного слова. Оно ёмко, сжато, благородно, за ним встаёт множество смыслов. Пушкинские стихи таковы, что воображение зрителя сделает это лучше самого одарённого актёра. Стоит только восхититься режиссёрской смелости Светланы Васильевны, которая поставила перед непрофессиональными актёрами сложнейшую задачу! И они не подвели своего наставника. Убедителен финал – не событийный, когда Алеко (Максим Субботин очень хорош в этой роли!) убивает Земфиру (Ирина Шишкина), а поэтический. Две заключительные хрестоматийные пушкинские строчки актёры продекламируют в качестве сильнейшего смыслового аккорда: «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Кто отважится сказать, что универсальный вывод Пушкина перестал быть актуальным?..
Остаётся добавить, что это был прекрасный вечер. Зрители выражали свой восторг горячими аплодисментами и словами благодарности. Премьера стала настоящим большим праздником для всех, кто её подготовил, и всех, кто её увидел. Хочется открыть томик Пушкина и читать, читать...
Светлана Королёва отважилась поставить с «народниками» пушкинских «Цыган».
Пушкину в исполнении Михаила Князева немного не хватило внутренней энергии.
Страстный танец любви Алеко и Земфиры.
|